Банки попросили блокировать сомнительные операции без разрешения со стороны клиентов
Банки попросили блокировать сомнительные операции без разрешения со стороны клиентов

Банки попросили блокировать сомнительные операции без разрешения со стороны клиентов

11 июня 2020 — 0 минут на чтение

Банки предложили ЦБ блокировать денежные переводы с признаками совершенных операций без согласия клиента, если последний не выходит на связь с банком. Об этом говорится в сводном документе предложений участников платежного рынка для «регуляторной гильотины» ЦБ.

Согласно действующим законам,  банк должен возобновить проведение сомнительной операции, если клиент не вышел на связь в течение двух рабочих дней. Банки предлагают исключить эту норму из закона «О национальной платежной системе». «Исходя из практики это нецелесообразно, поскольку за два рабочих дня клиенты могут не успеть понять, что стали жертвой мошенничества», — указано в обосновании предложения, автором которого является Тинькофф Банк. Представитель группы «Тинькофф» подтвердил, что она выступила с такой инициативой. Предложения банков — участников ассоциации будут рассмотрены при обсуждении сокращения избыточных норм, добавил представитель ЦБ.

Как работает механизм?

В сентябре 2018 года банки получили право блокировать денежный перевод клиента-физлица на два дня, если он содержит признаки совершения операции без согласия клиента. За этот срок банк должен получить от клиента подтверждение операции — если связаться с клиентом не удалось, то банк все равно должен возобновить операцию и перевести деньги получателю, даже если он уверен в том, что перевод осуществляется мошенниками. В законе не прописано, каким образом следует получить подтверждение, но обычно банки получают его с помощью телефонных звонков.

Банки начали обсуждать изменение этой законодательной нормы в прошлом году на площадке Ассоциации банков «Россия» (АБР), но тогда они предлагали увеличить срок, за который надо связаться с клиентом. ЦБ отмечал, что увеличение срока приостановки транзакций не принесет положительного эффекта. Как пояснил вице-президент АБР Алексей Войлуков, из-за пандемии COVID-19 обсуждение этой инициативы затянулось, но банки также начали рассматривать возможность совсем блокировать подозрительные операции. «Банки — участники ассоциации отмечали, что им приходится проводить операцию, если клиент не вышел на связь, даже если они на 100% уверены, что она мошенническая», — говорит Войлуков.

Признаки сомнительных операций установлены ЦБ, в том числе:

  1. Информация о получателе средств содержится в базе ЦБ о случаях и попытках перевода средств без согласия клиента;
  2. Параметры устройства, с которого совершается перевод, содержатся в этой же базе;
  3. Проведение операции нехарактерно для обычного поведения пользователя: например, отличаются время, место осуществления операции, устройство, с которого она совершается, сумма перевода, частота проведения транзакций и т.д;

Денис Беневольский
Маркетолог,

Получил высшее образование в РЭУ им Плеханова на факультете "Маркетинг", диплом об окончании школы радио МИА "Россия Сегодня"

Похожие статьи