Глава Diageo plc, мирового лидера по производству алкоголя премиум-класса, отмечает, что после начала пандемии увеличилось потребление спиртного в странах Восточной Европы. При этом люди стали реже посещать бары и рестораны, отдавая предпочтение употреблению алкоголя дома.
В самой компании в первом полугодии текущего года выросла выручка, хотя прошлый год, из-за пандемии коронавирусной инфекции, был не столь удачным.
Как отмечает Майкл Холм, на протяжении последних лет россияне всё чаще вместо водки и коньяка начинают употреблять ром, виски и джин. Начав с недорогих брендов напитков, потребители переходят к премиальным. В итоге продажи крепкого алкоголя в нашей стране растут быстрее, чем в других европейских странах.
Больше всего спроса сегодня приходится на самые дешёвые и самые дорогие напитки. А вот алкоголем из средней ценовой категории россияне интересуются всё меньше.
Как и в восточноевропейских государствах, в России покупатели в первую очередь обращают внимание на торговую марку. Однако соотношение стоимости напитка и его вкусовых характеристик для наших соотечественников является крайне важным.
Российские потребители также предпочитают выпивать дома: если за рубежом примерно половина закупаемого алкоголя употребляется в ресторанах, барах или клубах, то в России 90% алкоголя употребляется в квартирах (на дачах, на природе).
Барьеров для выхода компании по производству алкоголя в нашей стране достаточно много. Например, алкоголь нельзя рекламировать по телевизору, в настоящее время существует вероятность, что импорт алкоголя обложат дополнительными пошлинами.
В то же время Россия является огромным рынком с большим потенциалом. И лишь десятая доля этого рынка занята премиальными международными брендами крепкого алкоголя.
Майкл Холм надеется на легализацию в нашей стране онлайн-торговли спиртными напитками. Эта идея сегодня поддерживается многими заинтересованными сторонами. В различных крупных государствах, например, в Китае, в США, в Германии покупка алкоголя через интернет уже стала распространённой практикой.
В прошлом году, по данным Group-IB, в среднем на веб-сайт, где можно было заказать доставку алкоголя на дом, ежедневно заходили 120 человек. Средняя стоимость покупки составляла 1250 рублей в месяц, покупкой заканчивалось как минимум каждое сотое посещение веб-ресурса. Как подсчитали в Group-IB, сегодня на российском рынке присутствуют две тысячи онлайн-магазинов с доходом в размере свыше 90 миллионов рублей.