Не утихают споры и страхи на тему того, отнимут ли всё же у должника единственное жилье или нет? То Верховный Суд, то Конституционный Суд выпускают новые постановления и обзоры, которые сбивают с толку граждан должников, в то время как СМИ пестрят заголовками вроде «Единственное жилье потеряло иммунитет» или «Банки стали отбирать единственное жилье».
Давайте разбираться в проблеме
Первое с чего стоит начать, это отсутствие единого сценария судебных действий. Каждый судья может иметь свою точку зрения на то, что такое «достаточное» или «недостаточное» количество метров для проживания.
Впрочем, изуча текущую практику, всё же, можно выявить кое-какие закономерности и сделать определённые выводы.
На что обращают внимание суды:
Размер долга
Разумеется, это важный момент, так как никто не будет заниматься подбором меньшего по площади жилья должнику при долге даже в миллион. Это попросту нецелесообразно.
Площадь квартиры
Согласитесь, что есть разница, проживает ли человек один в квартире площадью 60 или 150 квадратных метров. В первом случае шансы, что судья одобрит продажу жилья с торгов и замену на меньшее стремятся к нулю.
Список зарегистрированных лиц
Если речь не идет о замках и дворцах, то при наличии несовершеннолетних детей метраж квартиры уходит на второй план. И проблемы с опекой, которая привлекается в обязательном порядке, ни кредиторам, ни суду не нужны, поэтому тут можно говорить уже о том, что даже жильё в 150-200 квадратных метров могут оставить должнику.
Поведение должника до банкротства
Если ранее банкрот планомерно избавлялся от домов, квартир и замков, а сейчас живет в квартире площадью 200 квадратных метров, суд расценит это как злоупотребление.
Единственное жильё точно не отнимут в следующих случаях:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что единственное жильё могут выставить на торги при банкротстве в случае наличия определённых условий. Одного факта превышения нормы проживания недостаточно. Впрочем, и то, что единственное жилье всегда в безопасности вне зависимости от его площади, является заблуждением.