Отечественным Минтрансом был предложен законопроект, согласно которому штрафы за неоплаченный проезд по платным автодорогам будут целиком переводиться в Федеральный дорожный фонд. Инициированный Правительством РФ законопроект уже был принят Государственной Думой в первом чтении. В данный момент в Бюджетный кодекс РФ вносятся соответствующие поправки.
Цель законопроекта состоит в том, чтобы установить, сколько средств и куда будет зачисляться по итогам полученных населением штрафов за неоплаченный проезд по платным участкам автомобильных дорог общего пользования федерального значения. Механизм будет аналогичным тому механизму, по которому отчисляются в бюджет средства, призванные служить возмещением ущерба, который причиняется транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Заместитель министра транспорта Дмитрий Зверев считает, что данная мера позволит в этом и следующем году пополнить Федеральный дорожный фонд на 1,8 млрд в год. Однако чиновник также ожидает, что начиная с 2022 г. доходы от выписываемых штрафов снизятся до 800-850 млн рублей в год. В 2020 г., по мнению Дмитрия Зверева, получены будут лишь 80 млн рублей, что объясняется начальным этапом функционирования решения, разработанного для безбарьерной оплаты проезда. Данное число рассчитано из размера штрафа, который для легковых машин составляет 1500 рублей и выше для грузового транспорта. Эксперт считает, что в следующие годы в бюджет поступит еще меньше денег от штрафов, поскольку он уверен, что водители научатся вести себя сознательно. Именно грамотное поведение водителей, по словам Дмитрий Зверева, является ключевой целью законодательного регулирования, а вовсе не изыскание дополнительных финансовых ресурсов для Федерального дорожного фонда.
Закон о платных автодорогах был принят Государственной думой в конце сентября. Согласно этого закону водителям не придется останавливаться для внесения оплаты за проезд посредством стационарных пунктов, оборудованных шлагбаумами. Проезд может быть оплачен через транспондер (специальное бортовое устройство). Данную технологию уже давно используют на федеральных трассах. На ЦКАД (Центральной кольцевой автодороге) установят 12 рамок с камерами, при помощи которых будет производиться бесконтактная оплата. Если же у водителя отсутствует транспондер или предоплатный билет, у него будет целых пять дней на то, чтобы внести оплату (дальнейшая просрочка чревата тем, что водителя оштрафуют: водители, которые ездят на легковых автомобилях, должны будут заплатить 2500 рублей, водители грузовиков — в два раза больше, и оплату за проезд все равно придется внести).
Комитет Государственной думы по бюджету и налогам отмечает, что до сих пор не разрешилась ситуация с автотрассами, которые были построены при совместном финансировании частных лиц и государства, а также с частными платными дорогами. То есть, на сегодняшний день средства, которые получены благодаря тому, что автолюбители, не оплатившие проезд вовремя, уплатили штрафы, будут поступать в Федеральный дорожный фонд, но плата, взимаемая за осуществление проезда по таким дорогам, будут поступать к организациям, которые являются собственниками этих дорог.