Под финансовой стратегией организации понимается совокупность целей, которые стоят перед этой компанией. Чаще всего такая цель заключается в том, чтобы повысить рыночную стоимость компании, из-за чего вырастут доходы собственников. Добиться этого можно разными способами. Например, путём повышения продаж (для этого нужно повысить спрос на продукцию компании благодаря повышению её качества и проведению грамотной маркетинговой стратегии) или путём минимизации издержек (для этого можно применять новые технологии производства, оптимизировать логистические процессы). Благодаря грамотной финансовой стратегии компания может обеспечить себя финансами и в дальнейшем эффективно использовать их (так, чтобы доходность предприятия продолжила расти).
Выделяют несколько ключевых компонентов финансовой стратегии предприятия:
Разрабатывается финансовая стратегия предприятия поэтапно. Прежде всего определяется срок формируемой финансовой стратегии. Именно от срока будут зависеть и цели и степень детализации финансовой стратегии. Если речь идёт о долгосрочной стратегии, определяются валовой доход и затраты, выявляется, из каких источников формируются денежные поступления и на что будут тратиться доходы (в перспективе до 5 лет). В случае краткосрочной финансовой стратегии определяется, как будут вести себя финансовые потоки в ближайшей перспективе (до 1 года).
Далее определяются цели финансовой деятельности. Чаще всего любой собственник предприятия (или финансовый директор) выстраивает процессы так, чтобы предприятие выросло в цене. Предприятие должно быть достаточно рентабельным для того, чтобы обеспечивать все процессы (производство, дистрибуция и пр.), а также иметь возможность выплачивать налоги, оплачивать труд сотрудников, аренду производственных помещений и пр. Если у компании идут дела хорошо, она может выплачивать дивиденды акционерам, а также инвестировать в модернизацию производства, его масштабирование, научные разработки.
Когда стратегические цели компании уже зафиксированы, необходимо регулярно анализировать текущую ситацию, чтобы корректировать постановку конкретных тактических задач. Например, при низком спросе на продукцию необходимо переместить внимание с объёмов производства на объёмы дистрибуции, поискать новые торговые точки, инвестировать в маркетинговые активности.
Финансовую стратегию можно условно разделить на два направления, кредитное и инвестиционное. В рамках первого направления предприятие привлекает ресурсы. Для этих целей может использоваться акционерный и ссудный капитал, кредиторская задолженность, реинвестируемая прибыль и фонды. Для того, чтобы получить эти ресурсы, предприятие должно быть инвестиционно привлекательным. В рамках второго направления предприятие вкладывает средства в собственную деятельность, в том числе в производственные процессы (реальные инвестиции), в приобретение финансовых инструментов (финансовые инвестиции), в обучение персонала и разработку производственных технологий (интеллектуальные инвестиции).
При наличии чёткой финансовой стратегии компанией легче управлять.