Консигнация - это форма комиссионной продажи товаров в которой участвуют такие стороны, как владелец (консигнант), комиссионер, покупатель.
Консигнант передает на основании договора комиссионеру товар, который хранится на складе и в последствии реализуется покупателям. При этом сам товар остается собственностью владельца до момента его непосредственной продажи, и комиссионер не может претендовать на него.
Такой вид коммерческого сотрудничества как консигнация – это равноправное партнерство сторон, которое можно также назвать комиссионной продажей. Приведем простой и понятный пример. В частности, комиссионером может быть магазин с товарами ручной работы, когда в реализации участвуют такие стороны, как мастер, создающий свои сувениры, магазин в качестве площадки для продаж и покупатель, приобретающий вещи.
Мастер передает свои товары в торговую точку на определенный срок в течение которого он получает деньги или возврат денежных средств, если продукция не продается. Магазин рассчитывает на прибыль и комиссионное вознаграждение от сделки, а покупатель приобретает уникальный товар.
Если предприниматель только начал свою работу, и он начинает развитие бизнеса фактически с нуля, то тогда консигнация поможет ему успешнее продавать свою продукцию. Например, женщина вяжет на заказ теплую одежду. Она может продавать свои вещи на рекламных площадках или в социальных сетях, но можно найти магазин либо шоу-рум и договориться о комиссионных продажах.
Не нужно арендовать помещение, покупать кассу, нанимать персонал, заниматься рекламой и привлечением клиентов самостоятельно. Достаточно заключить с магазином договор. Торговая точка будет получать процент от продажи вещей, покупатель чек, подтверждающий факт покупки, а консигнант чистую прибыль минус процент, полагающийся магазину за организацию продаж.
Говоря о минусах консигнации стоит упомянуть риски того, что товар может попросту оказаться непроданным, а это финансовые и временные потери для предпринимателя.
В соответствии с гражданско-процессуальными нормами есть несколько типов договоров, которые применяются на практике при реализации продукции. Это такие виды консигнации, как:
Партнерские отношения между сторонами заключаются на основании договора, в котором прописываются все условия, которые должны соблюдать стороны. Данный документ является гарантией правовой защиты участников и при нарушении его условий каждый из них может обратиться в суд. У него есть определенные характерные признаки:
Одно из важнейших условий консигнации – это обязанность выполнять требования, прописанные в договоре. В частности, все материальные ценности, переданные комиссионеру являются собственностью консигнанта.
В случае случайного повреждения или уничтожения комиссионер должен нести материальную ответственность за товары. Размер конечной цены указывается непосредственно в накладной, но при этом комиссионер по согласию с собственником может менять стоимость продукции на свое усмотрение.
Отмечается в тексте договора порядок оплаты, которая проводится после истечении времени, отведенного на реализацию. Указывается место хранения и продажи вместе с объемами поставляемых товаров. Отмечаются права и обязанности сторон за нарушение условий соглашения.
Комиссионер обязан обеспечивать современную поставку товаров в назначенное время и место. Также он должен проводить приемку продукции, осуществляя проверку ее целостности комплектности.
Он обеспечивает владельцу полный доступ к товарам, включая возможность контроля отчетов бухгалтерии для сверки количества вещей. В обозначенные договором сроки комиссионер обязан выплатить деньги за проданные товары или же вернуть их в полном или частичном объеме.
Консигнант в свою очередь поставляет продукцию комиссионеру в заявленные соглашением сроки, представляет все требуемые документы, включая сертификаты или лицензии, консультирует продавца при помощи методической и рекламной информации.
Также консигнант может проводить пересмотр условий поставки обладая правом изменения стоимости продукции для клиентов по договоренности с комиссионером.
На практике подобная форма комиссионной продажи разнообразных товаров достаточно часто используется предпринимателями. Это простой, доступный и универсальный метод продаж, которые могут быть очень успешными. Он может применяться в тех случаях, когда бизнес только начинает развиваться и нужно активно искать покупателей.
Продавать таким образом можно как товары массового производства, так и уникальные изделия, сделанные собственноручно. Например, одежду, косметику, игрушки, предметы декора, строительные материалы.
Даже обычный человек далекий от бизнеса может воспользоваться консигнацией, если у него есть техника, предметы быта, одежда, антиквариат, которые жаль выкидывать.
Все это можно сдать в комиссионный магазин и в течение некоторого срока, определенного договором вещи будут предлагаться покупателям и при их спросе продаваться. Вам не нужно искать клиентов, организовывать рекламу, подбирать место для продаж, так как все это выполняет за определенный процент торговая точка.