В этом месяце сумма возврата средств микрофинансовым организациям стала минимальной за последние два года, составив около 6700 рублей). Это объясняется как тем, что россияне стали брать меньше денег в долг, так и тем, что в преддверии сезона отпусков наши соотечественники не спешат погашать долги, вместо этого вкладывая средства в отдых.
Аналогичный показатель в феврале текущего года составлял 12 600 рублей, а в июле 2021 года — 8 300 рублей.
Также снижается средняя сумма выданного займа: в мае она составляла более 10 тысяч рублей, в прошлом месяце сократилась на 10%, в настоящее время остановилась на отметке в 8500 рублей.
В НБКИ сообщили о рекордном росте объёма выданных займов до зарплаты на сумму до 30 тысяч рублей: в позапрошлом месяце россияне оформили 2,38 миллиона подобных кредитов на общую сумму 21,6 миллиарда рублей, что стало максимальным показателем с конца 2021 года. Рост год к году составил 16%.
В то же время, россияне в большинстве своём являются дисциплинированными заёмщиками: просрочки составляют лишь немногим более четверти от всего объёма выданных микрокредитов.
В саморегулируемой организации МиР отметили, что качество портфеля микрозаймов растёт, а заёмщики стали более дисциплинированными. Это связано с ужесточением требований микрофинансовых организаций к клиентам.
Представители микрофинансовых организаций ожидают, что материальное положение россиян вскоре ухудшится, если вырастут инфляция и безработица. Поэтому кредиторы с осторожностью относятся к новым клиентам, которые могут оказаться неплатежеспособными. В частности, в компании «Займер» в ближайшие полгода ослаблять требования к клиентам не планируют.
В то же время, финансовые организации инвестируют в поиск новых заёмщиков. Привлечение одного клиента в среднем обходится МФО в 1000 — 5000 рублей. Ключевыми каналами коммуникации являются интернет и SMS-рассылки. Главным для МФО является не количество клиентов, а их лояльность и возможность погашать задолженности своевременно.