Они не учитывают реальную стоимость денег, поддаются эмоциям и стремятся к быстрому вознаграждению.
Они забывают, что способность что-то купить зависит не только от цифры на счёте, но и от колебания цен. Если вам повысили зарплату, это ещё не значит, что вы стали богаче. Ведь из-за инфляции цены на товары тоже выросли. В этом и заключается денежная иллюзия. Кажется, что деньги всегда стоят одинаково, но их ценность постоянно меняется. На одну и ту же сумму в разное время можно купить разное количество товаров. В России же рубль особенно подвержен колебаниям в связи с инфляцией.
Об этом явлении впервые заговорили в 1928 году. Экономист Ирвинг Фишер (Irving Fisher) описал его как «непонимание того, что ценность доллара или любой другой денежной единицы то возрастает, то падает». Оно даже влияет на нашу удовлетворённость своей должностью. В 1997 году поведенческие психологи подтвердили
Мыслить рационально и не поддаваться эмоциям при принятии денежных решений. Напоминать себе об инфляции и реальной стоимости денег. Чтобы не растратить всю зарплату в начале месяца, начать вести бюджет. Подсчитать, сколько уходит на питание, коммунальные платежи, лекарства, развлечения. Планироватьостальные покупки, ориентируясь на свободный остаток.
Допустим, вам предложили получить 3 000 рублей сегодня или 6 000 через год. Большинство в таком случае выбрали бы 3 000 сразу. Мы предпочтём награду, которую можно получить раньше. Даже если она меньше той, что ожидает нас потом. Будущее вознаграждение для нас не так важно, мы его обесцениваем.
Но если поставить вопрос немного по-другому: 3 000 рублей через девять лет или 6 000 через 10 — люди чаще склоняются ко второму варианту. Когда ждать награды всё равно долго, мы мыслим рациональнее и выбираем большую сумму. А вот сделать правильный выбор в краткосрочной перспективе сложнее. Это объясняет долги по кредитным картам. Финансовая стабильность в будущем кажется не такой ценной, как возможность купить что-то приятное прямо сейчас.
Это когнитивное искажение затрагивает не только финансы, но вообще всё, что связано с самоконтролем. Зависимости, пищевые привычки, те сферы, в которых нужно отказаться от немедленного удовольствия ради будущего благополучия. Например, у вас лишний вес. Вы понимаете, что для похудения нужно больше двигаться и сбалансировать питание. Вы клянётесь себе не поддаваться искушению ради здоровья в будущем. Но потом не можете удержаться от шоколадного торта на десерт. По сравнению с немедленным удовольствием от торта здоровье в отдалённом будущем кажется не таким ценным.
Заранее защитите себя от искушений. Чтобы не тратить на сиюминутные удовольствия, установите лимит расходов по карте. Автоматизируйте накопления. Отчитывайтесь кому-то о своих тратах. Прежде чем принять решение, представьте самого себя в будущем: одобрите ли «будущий вы» такой выбор. Так вы оцените факты объективнее.
Часто бывает так: потратиться на крупную покупку страшно, но на много мелких — нет. В этом виноват эффект деноминации, или по другому эффект ценности денежных знаков. Крупные купюры кажутся нам более ценными, их жалко разменивать. Мы мысленно считаем их «настоящими» деньгами. А купюры меньшего достоинства и монеты для нас не такие ценные, с ними легко расставаться.
Наверняка вы испытывали подобные чувства, держа в руках пятитысячную банкноту. Её тратить не хочется. Но ту же самую сумму в купюрах по 1000, 500 и 100 рублей вы мысленно отнесёте в разряд повседневных расходов и быстро истратите.
У эффекта деноминации есть ещё одно проявление: покупка кажется нам выгоднее, если цена указана не одной суммой, а распределена по дням или месяцам. Нам легче заплатить за услугу «10 рублей в день», чем «3 650 рублей» в год.
Если хотите сэкономить, не носите с собой много мелких денег. Расстаться с крупной купюрой психологически сложнее, даже если мы знаем, что получим с неё сдачу. Используйте это как механизм защиты от лишних трат.
Напоминайте себе, что в итоге потраченная мелочь складывается в большую сумму. Для наглядности заведите финансовый дневник, где будете отмечать расходы.