Денежная иллюзия и еще 2 ловушки мышления, которые заставляют вас тратить больше
Денежная иллюзия и еще 2 ловушки мышления, которые заставляют вас тратить больше

Денежная иллюзия и еще 2 ловушки мышления, которые заставляют вас тратить больше

25 сентября 2020 — 0 минут на чтение

Если вы никак не научитесь управлять финансами, задумайтесь: возможно, дело в мышлении? Может, вы бы и хотели исправить ситуацию, но некоторые вещи делаете на автомате. И именно они не дают вам повернуть все вспять. Рассказываем о 3 ловушках мышления, которые могут опустошать ваш кошелек без вашего желания.

1. Денежная иллюзия

Мы склонны воспринимать номинальную, а не реальную стоимость денег. То есть, нас привлекают крупные цифры, хотя намного важнее покупательная способность денег (а именно сколько товаров вы можете купить на определённую сумму).

Пример: когда начальство сообщает о прибавке к зарплате, вы довольны, что стали зарабатывать больше. Только вряд ли задумываетесь об инфляции, которая «съедает» всю вашу прибавку. Вполне вероятно, что на новую зарплату вы можете купить меньшее количество товаров, чем на старую в прошлом году. Итого: вы не только не разбогатели, но еще и стали беднее. Однако, ослепленные долгожданной прибавкой, вы начинаете совершать необдуманные покупки, которые в итоге могут загнать вас в долги.

2. Боязнь потери

Мы намного сильнее боимся лишиться чего-то, чем радуемся приобретению нового. Вот честно: какая новость произведёт на вас большее впечатление — увеличение зарплаты или что в этом году вам не дадут премию? Эксперименты подтверждают, что потерю мы переживаем сильнее. Мы боимся упустить какую-то, зачастую эфемерную, возможность и в итоге совершаем импульсивные покупки, которые потихоньку опустошают наш кошелек.

3. Предубеждение статуса-кво

Любые перемены, даже положительные, — это, так или иначе, стресс. В итоге мы, скорее, предпочтём остаться со своей синицей в руках, чем попытаемся что-то изменить.

Ответьте на простой вопрос: как часто вы меняете мобильного оператора? Со временем тарифы у старого оператора растут, а на рынке появляются всё более выгодные предложения. Почему бы не потратить немного времени, чтобы в дальнейшем сэкономить несколько тысяч в год? Но нет: мы упорно продолжаем терпеть невыгодное, но привычное старое.

Можно объяснить это нежеланием разбираться в тонкостях подключения. Но многочисленные психологические эксперименты доказали, что истинная причина подобного поведения — страх оказаться в стрессовой ситуации, даже если в конце вас ожидает награда. Поэтому вы можете продолжать на автомате жить не по средствам и в итоге все сильнее погружаться в финансовую яму.

Деньги под 0%

 

Денис Беневольский
Маркетолог,

Получил высшее образование в РЭУ им Плеханова на факультете "Маркетинг", диплом об окончании школы радио МИА "Россия Сегодня"

Похожие статьи