Эффект обладания и другие ловушки мышления, которые увеличивают наши траты
Эффект обладания и другие ловушки мышления, которые увеличивают наши траты

Эффект обладания и другие ловушки мышления, которые увеличивают наши траты

26 февраля 2021 — 0 минут на чтение

Эти ловушки заставляют нас тратить больше, а мы не можем ничего с этим поделать.

1. Эффект обладания

Мы склонны переоценивать свою собственность. При этом не так важно, владеете ли вы вещью в действительности. Главное — почувствовать её своей.

Вы наверняка сталкивались с этим эффектом в жизни, если хотя бы раз бывали на рынке. Там продавцы всеми правдами и неправдами убеждают вас подержать вещь в руках, примерить её.Стоит вам только подсознательно ощутить вещь своей, как вы уже готовы к покупке.

Однако из этого правила есть и исключение — опытные коллекционеры. Они заинтересованы в получении максимальной пользы, готовы на обмен и более рационально подходят к выбору своих покупок.

2. Денежная иллюзия

Мы склонны воспринимать номинальную, а не реальную стоимость денег. Другими словами, нас привлекают крупные цифры, хотя намного важнее покупательная способность денег (сколько товаров вы можете купить на определённую сумму).

Когда начальство сообщает о прибавке к зарплате, вы довольны, что стали зарабатывать больше. Только вряд ли задумываетесь об инфляции, которая «съедает» всю вашу прибавку. На новую зарплату вы можете купить меньшее количество товаров, чем на старую в прошлом году. Ваше финансовое состояние никак не изменилось. Но сам факт повышения зарплаты очень важен для человека, ведь номинально он стал богаче.

3. Ловушка утопленных затрат

Ещё одна особенность нашей психики — отчаянное нежелание отказаться от убыточного дела и двигаться дальше. Нам психологически сложно признать свои потери, поэтому мы продолжаем вкладываться в невыгодные акции или строительство дома, ведь столько сил и денег уже потрачено.

Эффект утопленных затрат проявляется и в бизнесе, и в обыденной жизни. Показателен пример компании General Motors: руководство считало, что американцы будут активно покупать копии японских автомобилей. И несмотря на то что продажи явно свидетельствовали об обратном, они продолжали годами выпускать убыточный продукт. Ситуация изменилась только вместе со сменой управляющего состава.

Или пример этой же ловушки в типичной бытовой ситуации: жена не уходит от нелюбимого мужа, ведь «столько лет уже прожили вместе». Как результат — несчастливый брак и нежелание признавать очевидное.

 

Денис Беневольский
Маркетолог,

Получил высшее образование в РЭУ им Плеханова на факультете "Маркетинг", диплом об окончании школы радио МИА "Россия Сегодня"

Похожие статьи