Если вы тоже устали спускать деньги не понятно на что, познакомьтесь с кэономией разумного потребления и узнайте, как наконец-то хоть что-то отложить с зарплаты.
Не ограничивайтесь ответом «Мне просто нравится покупать крутую одежду и девайсы»: он слишком поверхностный. Подумайте, что символизирует для вас та или иная покупка (например, статус, профессионализм, мнение окружающих). Модные гаджеты могут говорить о том, что вы хотите не отставать от других, а мягкие кашемировые вещи сигнализируют, что вам не хватает уюта. Когда вы поняли, что эта потребность приводит к лишним тратам, подумайте, как удовлетворить ее иначе.
Чтобы разобраться в себе прямо во время шопинга, попробуйте применить методы осознанности. Допустим, вы в торговом центре и готовы что‑то купить. Выйдите из магазина и сядьте на скамейку. Сделайте три глубоких вдоха и спросите: «Как я себя чувствую?» Если в ответ вы ощутите голод, раздражение, усталость, одиночество, вполне возможно, что вы пытались заглушить неприятное состояние покупками и новая вещь вам не нужна.
Если внутренний голос твердит: «Купи, купи, купи!» — воздержитесь от трат, вы сейчас не способны мыслить рационально. А если вам хочется зайти в магазин, просто чтобы развеять скуку, лучше посмотрите видео с котиками. Это вас развеселит, успокоит и не навредит кошельку.
Это необязательно, когда вы берёте в торговой точке только хлеб и молоко. Но если вы пришли исключительно за хлебом, а набрали полную корзину, пауза точно не помешает.
Совет особенно полезен, когда хочется купить что‑то дорогое. Положите вещь обратно на полку и отойдите от неё. Найдите место, где можно присесть или спокойно постоять. Если вы искали товары онлайн, отойдите от компьютера. И ответьте на 6 вопросов:
Эти вопросы предложила психолог Эйприл Бенсон, которая специализируется на расстройствах покупательского поведения. Они дадут вам время успокоиться и принять взвешенное решение о покупке. Покупайте только тогда, когда уверены, что вещь вам нужна и вы можете её себе позволить.
Чем больше у человека вещей, тем выше в нашем понимании его статус. Мы и своё достоинство часто измеряем по этому критерию. Выходит, что вещи и то, насколько они «хорошие», решают, что мы из себя представляем. Это деструктивный подход.
Сколько бы вещей у вас не было, вы никогда не будете полностью довольны. Иначе не было бы миллиардеров, которые чувствуют себя несчастными. Отделите своё «я» от того, что вы покупаете, — это и есть ключ к тому самому разумному потреблению.