Согласно данным Генпрокуратуры, за первое полугодие 2020 года число случаев телефонного интернет-мошенничества выросло по сравнению с прошлым годом на 76%. Не исключением стал и сервис Avito, на котором размещаются объявления о товарах, вакансиях и резюме. Сегодня более 500 страниц мимикрируют под Avito, а запущенный на портале сервис по доставке открыл для преступников еще больше новых возможностей.
Вот как работает одна из новых схем. Пользователь размещает объявление о продаже товара на сайте. С ним связывается «покупатель» (мошенник) и просит отравить товар через «Avito Доставку». Продавец соглашается на сделку, и ему в мессенджер приходит сообщение о том, что заказ оплачен. Далее продавца просят нажать на кнопку «Получить средства» и ввести в соответствующее окно данные карты для того, чтобы средства были зачислены на его карту. Пользователь получает в сообщении код подтверждения, вводит его в соответствующее поле, и вот тут начинается самое интересное: на странице появляется сообщение о том, что истекло время ожидания кода. На телефон приходит новый код подтверждения, и таким образом сумма списывается с карты жертвы заново. Это может повторяться до тех пор, пока жертва не заподозрит неладное и не увидит, что средства были списаны неправомерно.
Самым ужасным в этой схеме является то, что банк при попытке опротестовать транзакции скорее всего откажет, поскольку используемая при совершении операции технология 3D Secure возлагает полностью на клиента ответственность за ее проведение.
Так что же делать, чтобы не попасться на удочку мошенников? Прежде всего, будьте внимательны. Не переходите по ссылкам из непроверенных источников. Ссылка от мошенников может почти полностью повторять адрес официального сайта, но обязательно будет чем-то отличаться (в случае с доставкой Avito жертвы переходили на сайт avito.ru-sales.com). Не лишним будет также проверить адрес получения, который указывает аферист: он может быть вымышленным. Не указывайте данные банковской карты на различных источниках без необходимости. Также старайтесь вести переписку с покупателями/продавцами на официальных сайтах и в официальных приложениях сервиса.