По мнению представителей Центробанка, действующие штрафные санкции, которые налагаются на банки, вводящие клиентов в заблуждение, очень маленькие, поэтому их нужно повысить в несколько раз. Так банкам станет невыгодно обманывать клиентов, а значит, они перестанут их это делать. Также регулятором рассматривается возможность создания механизма обнародования информации о банках, допустивших нарушения в ипотечной сфере, ставшие в последнее время гораздо более частыми.
Напомним, что с этого года работает закон, направленный на совершенствование расчёта полной стоимости кредита, а также борющийся с тем, как банки называются клиентам дополнительные услуги. Этот закон является социально важным. Поэтому для регулятора контроль за исполнением его требований крайне важен.
Мисселинг, то есть, осознанный ввод покупателя в заблуждение путём продажи ему ненужной услуги, до сих пор встречается достаточно часто. Так, иногда клиент приходит открыть обычный банковский вклад, а ему навязывают страховку или инвестиционные продукты.
По таким продуктам отсутствует гарантированный процентный доход. Также государство не страхует депозит на сумму до 1,4 миллиона рублей, поэтому если у банка отзовут лицензию, вы потеряете свои деньги.
Речи о мисселинге здесь не идёт: условия финансового продукта указаны в договоре. Но менеджеры по продажам умеют убедить клиента в том, что ему нужен продукт, который на самом деле не является выгодным в этом конкретном случае. Поэтому очень важно самим изучать условия договора вместо того, чтобы слепо доверять специалистам банков.
Поэтому регулятор предлагает повысить штрафы за ввод клиентов в заблуждение. Сегодня они не превышают 0,1% от минимального размера уставного капитала, и этого, по мнению Эльвиры Набилуллиной, мало: прибыль от неправомерных действий покрывает эти расходы.
В Банке России считают, что инициатива будет поддержана честными банками.