Три года назад начала действовать статья 54.1 Налогового кодекса РФ. В документе указано, что налогоплательщики не имеют права уменьшать налоговую базу или сумму налога к уплате, искажая факты, отраженные в отчетных документах. С тех пор только 22% дел по данной статье обернулись проигрышем для государства. Однако Федеральной налоговой службой в данный момент готовятся рекомендации, способные это изменить.
Анализ проведенных судебных споров в сфере уклонения от уплаты налогов свидетельствует о том, что когда налоговые органы рассчитывают сумму, недоплаченную предприятием в бюджет, они исходят из суммы выручки, а не из суммы прибыли, а также отказывают компаниям в праве на налоговые вычеты.
Единое понимание необоснованной налоговой выгоды в российской практике появилось около 15 лет назад. Статья 54.1 Налогового кодекса РФ направлена, в том числе, на то, чтобы стандартизировать понимание необоснованной налоговой выгоды, которая может подразумевать под собой учет фиктивных сделок, операции без деловой цели (единственная цель которых заключается в снижении суммы налога к уплате), умышленное искажение отчетности. Если региональная инспекция при проверке подозревает, что организация получает необоснованную налоговую выгоду, она должна согласовать свое решение с представителями центрального аппарата Федеральной налоговой службы.
По вышеуказанной статье самыми распространенными обстоятельствами злоупотреблений являются:
- фиктивные хозяйственные операции (81% случаев);
- проблемные контрагенты (64% случаев);
- отсутствующая деловая цель (22% случаев);
- взаимозависимые контрагенты (19% случаев).
Менее распространены следующие обстоятельства: разработка схемы получения налоговой выгоды, неимение права на получение льготы, дробление бизнеса. В 6% дел не установлены обстоятельства злоупотребления.
По данным юридической компании «Митра», компонентами большинства дел, связанных с оспариванием крупных сделок, являются
- внутренняя коррупция на предприятии;
- воровство;
- халатность сотрудников.
















