По мнению главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, в настоящее время годовая инфляция достигла пикового значения и в ближайшие месяцы будет снижаться.
В этом месяце, как считает эксперт, темпы инфляции будут примерно равняться семи процентам. Ещё в прошлом году была начата контрциклическая политика. Однако тогда никто не предполагал, что в течение буквально нескольких месяцев темпы мировой инфляции вырастут настолько сильно.
Мировой спрос вырос и спровоцировал рост экспорта. Это позволило отечественной экономике довольно быстро восстановиться после пандемии коронавирусной инфекции.
Последняя, как отмечает Эльвира Набиуллина, стала катализатором для падения спроса и экономической активности, вследствие чего была временно введена мягкая денежно-кредитная политика. Она позволила снизить влияние роста издержек на стоимость готовой продукции для потребителя.
По мнению Эльвиры Набиуллиной, посткризисное повышение ключевой ставки Центробанка не привело к ужесточению монетарной политики. Спикер убеждена, что эту политику и сегодня можно охарактеризовать как мягкую.
Последние двенадцать месяцев российская экономика восстанавливалась быстро, и сегодня, по мнению Эльвиры Набиуллиной, уже достигла допандемийных значений, поэтому в дальнейшем будет расти со скоростью 2 — 3% в год.
Спикер подчеркивает, что экономика не должна перегреваться или охлаждаться. Вместо этого она должна стабильно расти. Для этого нужно, чтобы инфляция равнялась целевым значениям. В ситуации низкой безработицы если спрос стимулировать, вырастут цены, а вот объёмы производства товаров и предоставления услуг не вырастут.
Эльвира Набиуллина отметила, что в связи с пандемией в Россию стало приезжать меньше мигрантов, что привело к дефициту рабочей силы в ряду отраслей. С восстановлением миграционного потока производительность труда должна вырасти.
Тем не менее, по мнению спикера, на сегодняшний день отмечается недостаточный уровень вакцинации, что сдерживает экономический рост и чревато рисками будущих локдаунов. Последние негативно влияют на инвестиционный климат: люди бояться вкладывать деньги в проекты, которые могут быть закрыты, если ситуация с распространением коронавируса вновь станет критической.