По мнению представителей Банка России, сегодня темпы роста в сегменте автокредитования являются слишком высокими. Поэтому рынку требуется охлаждение, добиться которого в Центробанке предлагают путём применения повышенных риск-коэффициентов при выдаче ссуд заёмщикам с умеренной и высокой долговой нагрузкой (то есть, лицам, которые тратят половину ежемесячного дохода или более на погашение кредитов). Ранее аналогичные меры были приняты в сегменте микрозаймов.
В первом квартале 2024 года, по данным Банка России, более 60% автокредитов были выданы лицам с долговой нагрузкой, превышающей 50%. Показатель вырос на 10% за год, что обуславливает необходимость введения регулирования.
Эксперты уверены, что ограничения должны действовать одинаково во всех сегментах кредитования, а не в отдельных: потребительском и ипотечном кредитовании (как это было ранее).
По мнению аналитика, текущие надбавки являются лояльными и не зависят от величины первоначального взноса: нововведения напрямую затрагивают только лиц с высоким уровнем долговой нагрузки.
В АКРА также убеждены в ограниченности влияния надбавок на выдачи, поскольку сегодня у кредитных организаций запас капитала достаточен для покрытия рисков.
Ранее в Центробанке объяснили, что цель макропруденциальных надбавок состоит не в том, чтобы ограничить рост кредитования.
Для справки: к началу марта лица, оформившие автокредиты, были должны банкам 1,82 триллиона рублей. Риски по кредитам данного вида снижаются за счёт залогов: если заёмщик перестанет вносить платежи, автомобиль отойдёт банку. Осложняет ситуацию рост цен на машины, которые дорожают быстрее, чем повышается уровень благосостояния россиян.