В Красноярском крае и Омской области создадут особые экономические зоны
В Красноярском крае и Омской области создадут особые экономические зоны

В Красноярском крае и Омской области создадут особые экономические зоны

6 января 2021 — 5 минут на чтение

В Красноярском крае и Омской области начнут функционировать новые особые экономические зоны промышленно-производственного типа со специальным юридическим статусом. Постановления опубликовали на сайте Кабинета министров Российской Федерации.

Недалеко от Омска, на территории омского северо-западного промышленного узла, организуют включающую в себя десятки промышленных площадок особую экономическую зону «Авангард», в основе которой будут действовать нефтехимические производства. Учредителем особой экономической зоны станет Омская область. Согласно прогнозам экспертов, создание экономической зоны позволит создать в регионе свыше 700 рабочих мест и привлечь инвестиции в размере, примерно равном 23 млрд рублей.

В Красноярском крае на свободных земельных участках, принадлежащих Красноярскому алюминиевому и Красноярскому металлургическому заводам, откроют «Красноярскую технологическую долину», где будут производиться оборудование для промышленности и алюминиевая продукция, которую можно будет использовать в строительстве машин и авиационной техники. Уже были подписаны соглашения с возможными резидентами технологической долины. Чиновники рассчитывают, что по прошествии 10 лет в проект инвестируют 16 млрд рублей и предоставить рабочие места более чем тысяче специалистов. В проекте участвуют Правительство Красноярского края, ОК РУСАЛ и Алюминиевая ассоциация.

В России открыты 36 особых экономических зон. ОЭЗ можно классифицировать в зависимости от осуществляемой экономической деятельности (разделяя на комплексные, а также торговые, промышленно-производственные, технико-внедренческие, сервисные), организации (территориальные, функциональные, территориально-функциональные), степени интегрированности в национальную экономику (различают ОЭЗ, интегрированные в национальную экономику, а также анклавные, которые иначе называются экспортно-ориентированными), по предоставляемым льготам (в ОЭЗ могут предоставляться налоговые «каникулы», льготы на импорт или экспорт, финансовые или административные льготы), а также по национальному принципу (национальные или трансграничные). Больше всего особых экономических зон находится в центральной и южной частях России. Юридический статус подобных зон отличается от юридического статуса остальных территорий государства.

Бизнес, который будет размещаться на территории особых экономических зон, сможет претендовать на преференции от государства в виде сниженных платежей за аренду помещений, минимизированных административных барьеров, налоговых льгот и таможенных преференций. Предприятиям-резидентам ОЭЗ дадут возможность получения консультаций в ходе реализации инвестиционных проектов. За время, прошедшее с начала развития особых экономических зон в нашей стране, в них вложили более чем 440 млрд рублей, а общий объем заявленных инвестиций превысил 1 триллион рублей. Как минимум 40 тысяч рабочих мест появились в России в процессе развития особых экономических зон.

Особые экономические зоны ориентированы на привлечение прямых вложений в приоритетные виды хозяйственной деятельности. Их деятельность регулируется федеральным законодательством. ОЭЗ должна в обязательном порядке функционировать на протяжении не менее чем 49 лет с момента создания. На территориях, которые стали ОЭЗ, могут действовать льготы на ведение бизнеса и специальные условия в сфере таможенной политики. Для проведения мероприятий в области развития ОЭЗ Российской Федерацией было создано акционерное общество «Особые экономические зоны».

В настоящее время существуют различные мнения относительно целесообразности организации ОЭЗ. Коллегией Счетной палаты в 2017 было подсчитано, что ОЭЗ за 11 лет своего существования позволили организовать лишь немногим более 21 тысячи рабочих мест, а из отведенных ОЭЗ территорий были освоены лишь 60,5% к началу 2016 года, что частично объяснимо неполным выполнением регионами обязательств в области финансирования.

Согласно еще одному мнению аналитиков Счетной палаты Российской Федерации, опубликованном в 2019 году, прорывной эффект от появления в России ОЭЗ не наблюдался. В соответствующем отчете была проанализирована деятельность ОЭЗ, ТОР (территорий опережающего развития), ИЦ «Сколково» и СПВ (свободного порта Владивосток), что позволило сделать заключение о сложности полноценной оценки эффективности преференциальных режимов (в том числе по причине отсутствия подходящих методик для такой оценки). В частности, указывалось на перевыполнение большинства целевых показателей инновационным центром «Сколково», которое могло свидетельствовать о том, что они с самого начала были занижены. Также сообщалось о том, что выручка на различные территории с преференциями приходится неправомерно (например, на тот момент почти 83% выручки приходились на ОЭЗ «Технополис», «Санкт-Петербург», «Липецк», «Алабуга» и «Дубна»; большинство ОЭЗ, действующих в сфере туризма, не имели зарегистрированных резидентов вплоть до 2016 года, вследствие чего четыре ОЭЗ (в Краснодарском крае, Северной Осетии — Алании, Адыгее и Ставропольском крае) были ликвидированы досрочно.

Аврора Яровикова
Автор текстов,

Окончила МГУ имени М.В.Ломоносова по специальности «Журналистика», защитив дипломную работу на «отлично». Затем окончила аспирантуру по направлению «Стилистика языка СМИ».