В Центробанке рассматривают сделать такое взаимодействие обязательным. На сегодняшний день, по данным Федеральной службы судебных приставов, более 20% представителей профессиональных коллекторских агентств с должниками на контакт не выходят. Это мешает им вникнуть в жизненную ситуацию конкретного заёмщика. Если возникает просрочка, они попросту обращаются за исполнительной подписью к нотариусу или за исполнительным листом в суд.
Эксперт отметил, что принуждать к взаимной коммуникации взыскателей и должников регулятор не планирует, как и создавать детальные регламенты для процедур взыскания в досудебном порядке.
В настоящее время обязательное досудебное взаимодействие кредитора и должника в законодательстве не отражено. Однако если долг передаётся коллекторам (в рамках договора цессии или агентской схемы), должник должен быть уведомлён об этом.
Досудебное взаимодействие позволяет заёмщикам защитить права.
Также сегодня банки имеют право прибегнуть к комплексному урегулированию задолженности (то есть, долг одного заёмщика перед несколькими кредиторами реструктурируется). Эксперты называют реструктуризацию основным досудебным предложением должникам.
В большинстве случаев, когда крупное коллекторское агентство покупает портфель задолженностей, они обращаются к досудебному взысканию. Такой этап может длиться пару-тройку месяцев. По мнению представителей коллекторского агентства ID Collect, самое эффективное — позвонить клиенту и рассказать ему, каким образом он может решить проблему задолженности.
С точки зрения Евгении Уткиной, приоритетными должны быть мягкие методы взыскания — дистанционное уведомление должников.
Если у коллектора нет актуальных контактов должников, они не могут заняться досудебным взысканием, поэтому им приходится подавать на должника в суд и пытаться решить проблему через Федеральную службу судебных приставов.
Эксперт считает наиболее оптимальным способом общения с должниками звонки по телефону.