Банкам не нравится стратегия ЦБ по борьбе с мошенниками
Банкам не нравится стратегия ЦБ по борьбе с мошенниками

Банкам не нравится стратегия ЦБ по борьбе с мошенниками

14 февраля 2022 — 3 минуты на чтение

Не так давно Банк России опубликовал проект закона, направленного на борьбу с мошенниками. Ознакомившись с ним, представители Ассоциации банков России считают, что клиенты банков будут недовольны новыми мерами. Также эксперты считают, что реализовать нововведения на практике будет тяжело.

В рамках законопроекта Банком России предлагалось сделать сложнее процесс осуществления финансовых операций: в случае принятия закона проверка операций осуществлялась бы как банком плательщика, так и банком получателя. В результате оба банка могли бы приостановить перевод, после чего, по итогам нескольких согласований с клиентами, средства поступали бы на счета на пару дней позже запланированного.

%colored_text_box=1%

Если такое произойдёт, то, для того, чтобы возобновить доступ, клиент должен будет посетить банк лично.
 
Одним из предложений является следующее: если банком не были приняты во внимание данные из базы Банка России, вследствие чего клиент лишился средств, вся украденная сумма будет безусловно возвращаться держателю счёта. В этом случае отвечать за это будет кредитная организация, которая получила платёж.

По мнению представителей Ассоциации банков России, в таком случае вырастет число претензий к банкам со стороны клиентов. Также дополнительная нагрузка ляжет на банки, которые должны будут отклонять подозрительные операции, направлять клиентам уведомления и дожидаться от них подтверждений.

%colored_text_box=2%

В банке ПСБ считают, что если кредитные организации будут проверять все входящие переводы, это приведёт к снижению объёмов хищений, но при этом переводы будут осуществляться медленнее. Также потребуется значительная донастройка автоматизированных систем.

По мнению директора департамента информационной безопасности ПСБ Дмитрия Миклухо, в этом случае повышается вероятность сговора со стороны клиентов, которые начнут злоупотреблять при инициировании возврата банком украденных средств.

Оптимальным вариантом будет возврат денег во внесудебном порядке с предоставлением подтверждающих документов, как то:

  • выписок операторов о звонках мошенников
  • копий обращений в правоохранительные органы
  • копий заявлений о том, что пострадавший несогласен с переводом

По мнению начальника управления противодействию мошенничеству банка БКС Владимира Кухаренко, принятие нового закона позволит повысить вероятность возврата денежных средств пострадавшим.

В аналитическом центре Zecurion отмечают, что введение дополнительных проверок несёт в себе сложности и для преступников, и для клиентов банков. Если в какой-то момент база Банка России окажется недоступной, операцию невозможно будет осуществить вовремя.

По данным Центробанка, с третьего квартала 2020 года по третий квартал 2021 года на 18,5% вырос объём операций, проведённых без согласия клиента, перешагнув планку в 3,2 миллиарда рублей. Количество таких операций выросло на 40% и составило 256 тысяч эпизодов.

За тот же временной отрезок более чем на 160% выросло число атак, при которых использовались методы социальной инженерии (показатель превысил отметку в 12,2 тысячи рублей).

Только с июля по сентябрь прошлого года Банком России были заблокированы 24,4 тысячи номеров телефонов, использованных злоумышленниками в целях кражи денег у жителей Российской Федерации. Показатель превысил аналогичный для 2020 года вдвое.

Аврора Яровикова
Автор текстов,

Окончила МГУ имени М.В.Ломоносова по специальности «Журналистика», защитив дипломную работу на «отлично». Затем окончила аспирантуру по направлению «Стилистика языка СМИ».

Похожие статьи