Банкам не нравится стратегия ЦБ по борьбе с мошенниками
Банкам не нравится стратегия ЦБ по борьбе с мошенниками

Банкам не нравится стратегия ЦБ по борьбе с мошенниками

14 февраля 2022 — 3 минуты на чтение

Не так давно Банк России опубликовал проект закона, направленного на борьбу с мошенниками. Ознакомившись с ним, представители Ассоциации банков России считают, что клиенты банков будут недовольны новыми мерами. Также эксперты считают, что реализовать нововведения на практике будет тяжело.

В рамках законопроекта Банком России предлагалось сделать сложнее процесс осуществления финансовых операций: в случае принятия закона проверка операций осуществлялась бы как банком плательщика, так и банком получателя. В результате оба банка могли бы приостановить перевод, после чего, по итогам нескольких согласований с клиентами, средства поступали бы на счета на пару дней позже запланированного.

%colored_text_box=1%

Если такое произойдёт, то, для того, чтобы возобновить доступ, клиент должен будет посетить банк лично.
 
Одним из предложений является следующее: если банком не были приняты во внимание данные из базы Банка России, вследствие чего клиент лишился средств, вся украденная сумма будет безусловно возвращаться держателю счёта. В этом случае отвечать за это будет кредитная организация, которая получила платёж.

По мнению представителей Ассоциации банков России, в таком случае вырастет число претензий к банкам со стороны клиентов. Также дополнительная нагрузка ляжет на банки, которые должны будут отклонять подозрительные операции, направлять клиентам уведомления и дожидаться от них подтверждений.

%colored_text_box=2%

В банке ПСБ считают, что если кредитные организации будут проверять все входящие переводы, это приведёт к снижению объёмов хищений, но при этом переводы будут осуществляться медленнее. Также потребуется значительная донастройка автоматизированных систем.

По мнению директора департамента информационной безопасности ПСБ Дмитрия Миклухо, в этом случае повышается вероятность сговора со стороны клиентов, которые начнут злоупотреблять при инициировании возврата банком украденных средств.

Оптимальным вариантом будет возврат денег во внесудебном порядке с предоставлением подтверждающих документов, как то:

  • выписок операторов о звонках мошенников
  • копий обращений в правоохранительные органы
  • копий заявлений о том, что пострадавший несогласен с переводом

По мнению начальника управления противодействию мошенничеству банка БКС Владимира Кухаренко, принятие нового закона позволит повысить вероятность возврата денежных средств пострадавшим.

В аналитическом центре Zecurion отмечают, что введение дополнительных проверок несёт в себе сложности и для преступников, и для клиентов банков. Если в какой-то момент база Банка России окажется недоступной, операцию невозможно будет осуществить вовремя.

По данным Центробанка, с третьего квартала 2020 года по третий квартал 2021 года на 18,5% вырос объём операций, проведённых без согласия клиента, перешагнув планку в 3,2 миллиарда рублей. Количество таких операций выросло на 40% и составило 256 тысяч эпизодов.

За тот же временной отрезок более чем на 160% выросло число атак, при которых использовались методы социальной инженерии (показатель превысил отметку в 12,2 тысячи рублей).

Только с июля по сентябрь прошлого года Банком России были заблокированы 24,4 тысячи номеров телефонов, использованных злоумышленниками в целях кражи денег у жителей Российской Федерации. Показатель превысил аналогичный для 2020 года вдвое.

Похожие статьи