В век технического и информационного прогресса наблюдается появление все новых способов финансового мошенничества. Банк России отмечает активное совершенствование сомнительных схем и неблаговидных методов, направленных на реализацию финансовых махинаций.
В свою очередь, развитие отношений между финансовыми некредитными организациями и потребителями их услуг невольно способствует данным негативным явлениям. Ведь рост количества операций и способов взаимодействия, несомненно, ведет к увеличению рисков. А это оказывает отрицательное влияние на финансовый рынок в целом, а не только на отдельных его участников.
Мошеннические действия в области финансового рынка выражаются в разной форме. Более того, в качестве исполнителей махинаций могут выступать как лица, взаимодействующие на рынке, так и лица, напрямую не контактирующие с его участниками.
Негативное влияние на эффективность противодействия мошенническим действиям на финансовом рынке оказывает ряд факторов. Центробанк обозначил их в своей концепции, утвержденной и изданной в 2018 г.
Причинами недобросовестных действий являются:
Примечательно, что для самих потребителей финансовых услуг характерна толерантность по отношению к недобросовестным действиям. Около четверти российских граждан не признает определенные виды махинаций преступными или неблаговидными, не усматривая в них основной сути мошенничества.
При этом 63% заявили о своем согласии с трактовкой завышения сумм требований к страховым фирмам. Они считают такие действия мошенническими.
Многие отметили, что такие махинации, всё же, являются допустимыми, если возникнут соответствующие обстоятельства. Оправданием они считают неуверенность потерпевшего в достаточности объёма выплат со стороны страховой фирмы. Именно данное обстоятельство, по мнению большей части респондентов, является оправданием искусственного завышения сумм требований.
Не только россияне склонны к страховым махинациям. Эта проблема, увы, имеет глобальный характер.
Например, в Канаде ежегодно индустрия страхования теряет один миллиард долларов вследствие необходимости производить выплаты страховым мошенникам, что равняется примерно 15% от общей суммы страховых премий (по данным канадского интернет-портала Ratehub, полученных весной 2020 года).
Исследователи подсчитали, что около 30 миллионов американцев когда-либо обманывали страховую компанию в целях увеличения суммы страховой выплаты.
По данным американского Института страховой информации (Insurance Information Institute), в 29 из 100 случаев указания ложных сведений в исковом заявлении к страховой компании застрахованным объектом являлся автомобиль, 22% соответствующих инцидентов касались страхования здоровья выгодоприобретателя, 21% мошенников пытались получить выплату в рамках договора страхования жизни, оставшиеся эпизоды касались страхования доходов, имущества, питомцев, а также туристических страховок.
Стоит отметить, что и страхователи могут безосновательно отказать клиенту в выплате. Зачастую страховщик придумывает причину, не позволяющую клиенту получить выплату (иными словами, указывающую, что страховой случай не наступал, а в нанесенном ущербе клиент виноват сам), после чего по такой же схеме и другие страховые компании начинают отказывать клиенту в получении компенсаций.
Финансовый рынок развивается динамично, что порождает создание все новых практик, связанных с ущемлением прав одной из сторон, злоутреблением правом либо переводом отношений в зону, не регулируемую законодательством. Это требует крайне быстрого изменения нормативно-правового регулирования, которое не всегда возможно произвести в конкретных условиях.
Сложности связаны с отсутствием адекватных законных механизмов, которые отвечали бы потребностям участников рынка.
Как известно, одним из конкурентных преимуществ среди МФО является высокая скорость предоставления услуг без потери качества. А это должно сопровождаться быстрой проверкой личности клиента в случае принятия решения, допустим, о выдаче займа. Это касается, например, места его работы, соответствия размера заявляемой заработной платы реальным цифрам и прочего.
Однако МФО и банки не всегда имеют возможность быстро, в полном объёме и с минимальными затратами получить всю необходимую информацию. Этим зачастую пользуются недобросовестные заёмщики, присваивающие деньги кредиторов и не исполняющие своих обязательств.
Кратко опишем некоторые распространённые виды мошенничества.
Ярким примером организации, ведущей безлицензионную деятельность, являлась группа компаний «Кэшбери». Валерий Лях, будучи директором департамента Центробанка, называл её самой крупной финансовой пирамидой, действующей в последние годы.
Свою платформу организация именовала «Площадкой взаимного кредитования», выстраивающей процессы взаимодействия между заёмщиками и инвесторами. Особо подчеркивалось, что все участники действуют исключительно на свое усмотрение. А «Кэшбери» за результат их сделок ответственности не несёт.
По ориентировочным подсчётам, ущерб, нанесённый клиентам в процессе деятельности фирмы, может составлять от 1 до 3 миллионов рублей. Стоит отметить, что ни одна подобная организация не подпадает под контроль и регулирование Центробанка. В связи с этим количество желающих нажиться путём недобросовестных действий растет, а вместе с тем растут и «аппетиты».
Ещё одна популярная преступная схема напрямую связана с фальсификацией отчётов и предоставлением заведомо ложных сведений об активах. Известной является практика, получившая широкое распространение в 2014-2015 гг., когда депозитарии активно сотрудничали со страховыми фирмами, подтверждая у тех наличие ценных бумаг, которых на самом деле в их распоряжении не было.
В результате в ЦБ поступали заведомо ложные сведения об активах страховых компаний и, как следствие, их платежеспособности.
Под кибермошенничеством понимают вид недобросовестных действий, реализуемых дистанционно. Основной целью участников подобных операций является хищение денег у физических и юридических лиц.
Ярким примером таких правонарушений является завладение денежными средствами лжесубъектами, расположенными в интернете. Нередко мошенники создают сайты-дубликаты официальных ресурсов, принадлежащих добросовестным профессиональным участникам финансового рынка.
Воровать киберпреступники могут не только деньги, но и другие блага: например, бонусы с карт лояльности. Взламывая личные кабинеты клиентов на популярных сервисах, мошенники пытаются списать бонусные баллы жертв для оплаты собственных покупок. Или же и вовсе регистрируют личный кабинет с привязанной к нему картой другого лица (жертвы мошенников).
Еще 1 июля 2018 г. Центробанком была запущена система, направленная на предотвращение киберугроз. Участвовать в ней обязаны все банки и некредитные МФО.
Специально для банков был разработан КиберГОСТ. В соответствии с ним все банки должны отчитываться об ущербе, нанесенном киберпреступниками, а также уведомлять Центробанк обо всех подозрительных инцидентах. Таковыми являются, например, несанкционированные банковские и финансовые операции, переводы.
Упрощённая система взыскания долгов через судебные приказы позволила нажиться мошенникам: они покупают товары с рук, переводя средства на счета, принадлежащие продавцу (жертве), после чего забирают товар и отправляются по своим делам.
Затем покупатель-мошенник обращается в суд с распечатанным счётом, который в суде могут приравнять к долговой расписке, и получает исполнительный лист. В итоге несуществующий долг могут списать с жертвы в пользу мошенника.
Совсем недавно Банк России отметил рост интереса мошенников к депозитам и банковским счетам граждан. Преступники связываются с гражданами, заинтересованными в переоформлении вклада на более выгодных условиях, после чего высылают им ссылку, сообщая, что она ведёт в интернет-банк. Жертвы вводят свои логин и пароль.
После этого возможны два сценария: вкладчики переводят деньги якобы на новый вклад, однако так и не получают к нему доступ, либо же злоумышленники, обладая данным для входа в интернет-банк жертвы, выводят оттуда все деньги.
В Банке России отметили, что сегодня финансовые пирамиды не ушли в прошлое: достаточно много наших соотечественников, которых не пугают рискованные инвестиции, попадаются на удочку злоумышленников: жертвам продают несуществующую или не пользующуюся спросом криптовалюту.
Также мошенник может предложить вложить деньги в некоторые активы через криптокошелёк, что не позволит вам впоследствии доказать, что вас обманули, и вернуть свои средства.
Пирамиды стали особенно популярными на фоне коронавирусных ограничений, когда отправиться в офис, чтобы проверить, действует ли компания в рамках правового поля, стало труднее. Нелегальная организация может привлечь от десятков тысяч до сотен миллионов в российской валюте.
В настоящее время Центробанк активно работает над методикой оценки ущерба, нанесенного финансовыми пирамидами.
Зимой 2020–2021 гг. участились случаи звонков россиянам, совершённых мошенниками: преступники представлялись сотрудниками МВД и уведомляли жертву о том, что в отношении её Банк России завел уголовное дело.
Обескураженный человек соглашается назвать злоумышленнику данные паспорта и банковской карты, что дает возможность преступнику вывести деньги со счета жертвы. Регулятор напоминает, что сообщать кому бы то ни было платёжные данные небезопасно.
Весной текущего года всё больше клиентов российских банков становятся жертвами мошенников, заявляющих доверчивым гражданам о том, что те выиграли в бесплатной государственной лотерее.
Вначале на электронную почту жертве приходит письмо с вложением в виде лотерейного билета. Адресат переходит на сайт для того, чтобы ввести свои данные, обеспечив тем самым право претендовать на приз. Страница, как правило, является фишинговой: мошенники получают сведения о картах и счетах жертвы, а значит, и доступ к её средствам.
По итогам 2022 год объём операций без согласия клиентов вырос на 4,29% до 14 165,44 миллиона рублей. 13 357,77 миллиона из этой суммы пришлось на физических лиц.
Количество операций без согласия клиентов сократилось на 15,31% до 876 590 единиц. 871 тысяча операций была совершена физическими лицами.
Операции без согласия клиентов составили 0,00097% от обзего объёма денежных переводов.
Средняя сумма одной операции без согласия клиента в 2022 году составила 15,32 тысячи рублей для физических лиц и 166,91 тысячи рублей для юридических лиц.
Также за 2022 год в Банке России зафиксировали более 129 тысяч случаев использования платёжных карт без согласия владельцев в банкоматах или терминалах. Совокупная сумма ущерба составила около 1570 миллионов рублей. В четверти эпизодов использовались приёмы социальной инженерии.
По данным АСОИ ФинЦЕРТ, Центробанк сообщил операторам связи о 756 072 телефонных номерах, которые мошенники использовали в преступных целях.
Что касается веб-ресурсов, то самыми распространёнными ресурсами были:
C мошенническими действиями не сталкивались 58,2% респондентов, 31,8% не допустили хищения, 3,5% рассказали, что оно, всё же, произошло, а 6,5% затруднились ответить.
Наиболее распространёнными каналами, которые используют мошенники, стали следующие:
Центробанк совместно с представителями служб информбезопасности, а также психологами, выделил 5 типов жертв мошенников в сфере финансов.
В отдельную группу стоит выделить и тех, кто «ведётся» на легкие и быстрые деньги. В качестве примера актуальности данного утверждения можно привести следующий факт.
Летом 2020 года в арсенале мошенников появилась новая схема: жертвам предлагался заработок на криптовалютах. Злоумышленники требовали денег, обещая верифицировать аккаунт, что, по их словам, было необходимо для вывода средств.
Доверчивому пользователю мошенники обещали вознаграждение в размере двадцати тысяч рублей за час использования мощностей его компьютера, и поясняли, что верификация (включение компьютера пользователя в общую систему, что необходимо для получения заработка) стоит 400 рублей. Жертвы с легкостью отдавали деньги, предвкушая скорое обогащение, однако впоследствии на связь с ними так никто и не выходил.
Стоит отметить, что потраченные впустую 400 рублей становились для беспечных россиян не такой уж и страшной расплатой за беспечность: в руках преступников оказывались данные банковских карт жертв. А порой мошенникам и этого было мало, и они вновь и вновь вымогали у жертвы деньги: для перехода, якобы, на новый уровень, для получения расширенных возможностей и пр.
ЦБ РФ проводит активную политику, направленную на противодействие мошенническим действиям финансового характера. Суть существующих и планируемых к реализации методов борьбы сводится к следующему:
Рядовым гражданам следует не терять бдительности и обязательно проверять информацию. Мошенники не заинтересованы в лишних раздумьях со стороны потенциальной жертвы. Поэтому, как правило, они провоцируют человека принять решения прямо здесь и сейчас.
ЦБ и МВД РФ подготовили для граждан целый ряд советов, который поможет не стать жертвой столь популярных кибермошенников:
Сегодня всё чаще можно прочесть новости о том, как мошенники нажились на беспечных гражданах. И порой они обставляют дело таким образом, что предъявить то или иное обвинение им практически невозможно: жертва сама сообщает коды безопасности и прочую конфиденциальную информацию.
Борьба с недобросовестными лицами, совершающими преступления в сфере финансов, может стать более эффективной. Однако это произойдет в случае, если все участники финансового рынка будут вести активную деятельность по выявлению и предупреждению различного рода махинаций.