В Кабинете министров поддерживают законопроект, по принятии которого ипотечные заёмщики, проходящие процедуру банкротства, смогут оставить себе единственную недвижимость.
Чтобы это стало возможным, необходимо мировое соглашение с кредитором или план, по которому задолженность будет реструктуризована. Ни соглашение, ни план не будут действовать в отношении долгов перед другими кредиторами или иного имущества должника.
Министры настаивают на доработке законопроекта. В частности, необходима проработка условий, в рамках которых будут заключаться соглашения, защищающие интересы кредиторы, а также механизма определения механизма условий погашения задолженности.
По мнению экспертов, рынку необходим механизм, который бы компенсировал кредиторам убытки.
На текущий момент при невозможности дальнейшего погашения задолженности по ипотеке заёмщик может лишиться залоговой квартиры, но не иного имущества. Эту недвижимость продадут, заберут средства в пользу банка, а оставшиеся средства вернут заёмщику.
В Едином федеральном реестре сведений о банкротстве содержатся сведения о 278 тысячах эпизодов банкротства за прошлый год. 10% приходится на ипотеку. Примерно 20 тысяч человек были лишены единственной недвижимости.
Некоторые эксперты уверены, что изымать единственное жильё за небольшой долг несправедливо и негуманно.
Новый механизм, впрочем, по мнению Андрея Бархоты, может подстегнуть аферистов, практически не обслуживавших кредит, планировать банкротство заранее. В связи с этим необходимо продумать механизм, позволяющий опротестовать саму сделку и признать её фиктивной.
Cледует отметить, что платёж по ипотеке чаще всего составляет большую часть долговой нагрузки заёмщика. Для лиц, дошедших до процедуры банкротства, новое соглашение вряд ли сможет что-либо изменить. Эксперты считают более логичным введение страхования риска личного банкротства заёмщика. При этом в дальнейшем заёмщику всё равно придётся погасить задолженность.
Новая мера может стать опасной для заёмщиков.
В «Метриум» уверены, что банкам выгоднее, чтобы заёмщик продолжал платить по кредиту, чем чтобы его жильё было продано: как правило, сделки по реализации недвижимости, ранее принадлежавшей банкроту, сопровождается существенным дисконтом.