Банк России — публичное учреждение, представляющее собой самый главный банк в нашей стране, у которого есть специфический конституционно-правовой статус, который определяется в статье 75 российской Конституции (в данной статье значится, что у Банка России имеется исключительное право на эмиссию наличных денег, а ключевой функцией Банка является обеспечение устойчивости российской валюты и ее защита): то есть, Банк России — это уникальное юридическое лицо, имущество которого (в том числе, уставный капитал) является собственностью Российской Федерации. В то же время банк обладает самостоятельностью в имущественных и финансовых вопросах. У банка нельзя изъять имущество или обременить его обязательствами (если иное не предусматривается федеральным законодательством).
Чтобы регулировать деятельность банка, власти приняли Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в котором определялось следующее: статус банка (официально центральный банк Российской Федерации, правопреемник Государственного банка СССР), его цели, а также полномочия и функции. В ряде других законодательных актов нашей страны также присутствуют положения, касающиеся деятельности банка. Стоит отметить, что деятельность Центробанка не зависит от органов государственной власти. Ни Российская Федерация не должна отвечать по обязательствам банка, ни банк — по обязательствам государства. То же самое справедливо в обе стороны при взаимоотношениях Банка России, кредитных организаций и некредитных финансовых обязательств, если сторонами не были достигнутые специальные договоренности.
О своей деятельности Банк России должен отчитываться перед Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Госдумой по представлению Президента РФ назначается председседатель банка и члены Совета директоров. То, какую деятельность осуществляет Банк России, еще может проверить Счетная палата по решению Государственной Думы, принятому в отношении предложения Национального финансового совета.
С 2013 года Банк России обладает полномочиями в сфере регулирования, надзора и контроля в области финансовых рынков. В качестве регулятора Центробанк обеспечивает развитие финансового рынка и поддержание стабильности финансовой системы, для чего осуществляет надзор за кредитными организациями, страховыми компаниями, пенсионными фондами, микрофинансовыми организациями и иными участниками финансового рынка, а также регулирует их деятельность. Ключевая миссия Банка России состоит в том, чтобы обеспечить финансовую и ценовую стабильность в России, а также содействовать повышению конкурентоспособности отечественного рынка финансов. Целями банка являются защита покупательной способности рубля, обеспечение стабильного функционирования и развития национальной платежной и банковской систем, развитие и обеспечение стабильности отечественного финансового рынка. Банк России также осуществляет эмиссию наличных рублей.
Банковский сектор является важнейшей частью российской финансовой системы. Банками проводятся расчеты, обеспечивается безопасность банковских счетов клиентов, а также осуществляется трансформация средств в кредиты экономике. Одним из направлений деятельности Банка России, имеющего полномочия по отзыву лицензий у банков, не соответствующих требованиям регулятора, стала разработка концепции реформы, цель которой заключается в сокращении количества участников рынка и их категоризации. В настоящее время (по состоянию на начало ноября текущего года) в нашей стране функционируют 372 банка (249 из них, на долю которых приходится свыше 95% активов банковского сектора, обладают универсальной лицензией, выдаваемой банкам, капитал которых начинается с 1 миллиарда рублей, а 123 — базовой, на которую могут рассчитывать банки с капиталом 300 миллионов рублей и более), а также 40 кредитных организаций, не являющихся банковскими. Как мы видим, российский банк может получить лицензию одного из двух видов: либо универсальную, либо региональную (ограниченную), которая позволит кредитовать малый и средний бизнес, а также физических лиц.
Банк России не только выдает банкам лицензии но и владеет долями капитала других организаций: 100% Российской национальной перестраховочной компании, 100% Управляющей компании Фонда консолидации банковского сектора, 99,9% Банка Открытие, 99,9% Азиатско-Тихоокеанского банка, 97,7% акций Национального торгового банка «Траст», 11,8% акций Московской биржи, 8,903% акций Санкт-Петербургской валютной биржи, также в экосистему Банка России входит Российское объединение инкассации (РОСИНКАС) Центрального банка Российской Федерации.
Санация является комплексом долговременных (рассчитанных на 10 — 15 лет) мер, которые направлены на то, чтобы улучшить финансовое положение банка и избежать его банкротства. От санации кредитных организациях выигрывают, прежде всего, вкладчики и кредиторы. Клиенты обслуживаются в том же режиме, в каком это осуществлялось до санации (кроме случаев, когда банку объявили мораторий): условия по вкладам и кредитам остаются прежними. А вот владельцы и руководители банка фактически теряют права собственности на банк и на деньги, вложенные в него. В ходе санации происходит смена руководства, владельцев или инвесторов банка (фактически, санируемый банк приобретается либо Банком России, либо другим крупным коммерческим банком за счет специального льготного кредита, полученного от регулятора). В конце санации банк закрывает бреши в финансах и далее функционирует с соблюдением всех требуемых нормативов. Регулятор также может напрямую участвовать в капитале санируемого банка, делая прямые инвестиции через Фонд консолидации банковского сектора. В этом случае, как правило, в течение года наращивается капитал того банка, который санируется. При том условии, что регулятором было принято решение не производить санацию (на это могут быть следующие причины: банк не является системно значимым, банком было нарушено законодательство, санация является экономически неоправданной), у банка-банкрота отзовут лицензию. Механизм финансового оздоровления банков помогает сократить расходы государства, ускорить выздоровление банков, создать равные условия для деятельности банков, а также повысить эффективность контроля за использованием средств государства.
С 1993 года в нашей стране наличные расчеты ведутся при помощи билетов Банка России, у которого есть исключительное право на эмиссию. Сегодня в России в обращении находится 12,8 триллионов рублей (на 10 октября 2020 года). В 1993 году появилась банкнота в 100 рублей, в 1995 году — тысячерублевая купюра. Однако в 1998 году случилась деноминация, код валюты сменился с 810 RUR на 643 RUB, а стоимость рубля уменьшилась в тысячу раз. В 2010 году модифицировали оформление 1000-рублевой купюры, в 2011 году — 500- и 5000-рублевых, в 2017 году появились 200- и 2000-рублевые банкноты.
Признаками подлинности банкнот являются меняющий свой цвет муаровый узор, видимое при отраженном свете скрытое изображение, водяные знаки, проявляющиеся в ультрафиолетовом свете защитные волокна, инфракрасные метки, рельефные надписи, магнитные метки, защитная металлизированная нить, микроперфорация, микротекст, а также цветопеременная окраска. Платежеспособными являются банкноты, которые не содержат признаков подделки, но могут иметь признаки износа.
Банк России, как и Правительство России, имеют в своем распоряжении международные резервы. На 1 июня 2020 года золотой запас Российской Федерации, который состоит из аффинированного золота в слитках, предназначается для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей государства в случае чрезвычайных ситуаций и хранится частично в Банке России и учитывается на счетах банка, а частично — в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации и учитывается на счетах специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, составлял 2,299 тысяч тонн золота. По заявленным запасам золота Россия находится на пятом месте в мире после США, Германии, Италии и Франции, обладая 2300 тоннами по состоянию на июль 2020 года. Согласно Федеральном закону Российской Федерации «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» золотой резерв России является одновременно имуществом Банка России и федеральной собственностью. Часть золотого запаса, хранящаяся в Центробанке, учитывается на его счетах. Стоит отметить, что рост золотого запаса Российской Федерации продолжался 14 лет, но в апреле 2020 года, когда началась пандемия коронавирусной инфекции нового типа, рост прекратился.
В рамках международного сотрудничества Банк России:
Повышением финансовой культуры россиян занимается специально созданное для этой цели Управление финансовой грамотности. 31 августа 2017 года начал функционировать рассчитанный на широкую аудиторию информационный ресурс Банка России «Финансовая культура», доступный по адресу Fincult.info. Сайт ежедневно пополняется тематическими материалами (в том числе, учебно-методическими). Также на странице функционируют кредитный и депозитный калькуляторы и страница для проверки легитимности финансовых организаций (наличия у них лицензий или записи о них в государственном реестре). Обсудить материалы сайта можно на тематическом форуме. Порталом также регулярно организовываются просветительские мероприятия: например, в октябре прошла серия вебинаров для начинающих инвесторов, 28 ноября состоялся вебинар на тему «Признаки платежеспособности банкнот Банка России», 1 декабря состоится вебинар для малых и средних предпринимателей о выходе на биржу, на 26 декабря запланирован вебинар на тему «Финансовые пирамиды».
Еще в 2014 году (27 января) регулятором был опубликован пресс-релиз, где значилось, что банк предостерегает людей и организации от пользования виртуальными валютами, ссылаясь на ст. 27 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в которой обозначен запрет на выпуск денежных суррогатов на территории страны по причине анонимного характера деятельности по их выпуску и возможность за счет этого вовлечения, в том числе непреднамеренного, пользователей криптовалюты в незаконную деятельность. В пресс-релизе Банка России отмечается отсутствие обеспечения и юридически обязанных субъектов по криптовалютам.
Однако уже полгода спустя, 2 июля 2014 года, в ходе Международного банковского конгресса, прошедшего в Санкт-Петербурге, первым заместителем председателя Банка России Георгием Лунтовским было высказано мнение, согласно которому полностью отвергать криптовалюты как финансовый инструмент нельзя, поскольку у данного инструмента есть перспективы. Поэтому год спустя банк заявил о создании рабочей группы, цель которой состояла в изучении возможностей технологии блокчейн. В 2016 году Центробанк сообщил о планах по подготовке совместных проектов с участниками российского финансового рынка (Сбербанка, Бинбанка, Альфа-банка, МДМ-банка, Тинькофф банка, банка «Открытие», QIWI и консалтинговой компании Accenture): был создан консорциум с целью внедрения на финансовом рынке технологий хранения и анализа больших данных, а также технологий распределенного реестра. Была запущена платформа «Мастерчейн», функционирующая на основе протоколов Ethereum, при помощи которой участники финансового рынка могут обмениваться информацией. В 2017 году Банк России заявил о рассмотрении криптовалют в качестве цифрового товара и о необходимости введения соответствующего налогообложения.
Совсем недавно, 25 ноября 2020 года, Председатель Банка России Эльвира Набиуллина в рамках пленарного заседания Государственной Думы Российской Федерации представила основные направления денежно-кредитной политики регулятора на ближайшие три года. Эксперт отметила, что пандемия коронавируса привела к сокращению доходов бизнеса и физических лиц, а также что до сих пор неизвестно, когда страна полностью выйдет из ограничений и насколько велико будет значение долгосрочных последствий пандемии для экономики.
Банком России принято решение о проведении политики, направленной на ограничение влияния пандемии на людей и организации. В частности, была на 2 процента снижена ключевая ставка Центробанка и осуществлен переход к мягкой денежно-кредитной политике. Эльвира Набиуллина представила базовый, дезинфляционный, проинфляционный и рисковые сценарии.
При условии базового сценария экономика достигнет докризисного уровня в середине 2022 года, рост в 2021 году будет ожидаться на уровне 3 — 4%, в 2022-м году — 2,5 — 3,5% и в 2023 году — 2 — 3%. Эльвира Набиуллина убеждена, что запасы капитала банков позволят последним выдержать удар, который коронавирусная инфекция нанесла экономике, не создавая проблем для вкладчиков и кредиторов. Эксперт также отметила, что нововведения (система быстрых платежей, цифровой рубль, прием платежей при помощи QR-кода) являются оправданными исходя из целей развития рынка. Спикер заключила, что денежно-кредитная политика Банка России реализуется согласно федеральному законодательству с целью обеспечения ценовой и финансовой стабильности, что необходимо для обеспечения устойчивого экономического роста.
Фото: regnum.ru