Индекс Биг Мака: что это простыми словами, как считается, какой индекс в 2021 году, конкуренты индекса Биг Мака
Индекс Биг Мака: что это простыми словами, как считается, какой индекс в 2021 году, конкуренты индекса Биг Мака

Индекс Биг Мака в 2021 году - что это, как считать, зачем нужен

17 февраля 2021 — 7 минут на чтение

Несмотря на то, что индекс Биг Мака не имеет никакого отношения к ценным бумагам, это не мешает ему пользоваться популярностью среди экономистов и инвесторов всего мира. Что это за показатель, и почему его рейтинг растет несмотря на явные неточности, лежащие в основе этого понятия, — об этом и многом другом узнаете в статье ниже.

Содержание:

Индекс Биг Мака

Индекс Биг Мака - это

Почему именно Биг Мак (БМ)? Потому что начиналось всё как шутка. Журналист из The Economist решил оценить, насколько завышена или занижена валюта любой страны по отношению к доллару. Мерилом для сравнения он выбрал гамбургер, оцениваемый в американской валюте

%colored_text_box=1%

Конечно, эта логика полна изъянов, так как даже в близких по уровню развития странах компоненты, составляющие стоимость гамбургера, будут разные. Например, разный уровень конкуренции на рынке фастфудов, спрос, размеры бургеров. 

И это даже несмотря на то, что из гамбургеров выбран Биг Мак, как наиболее универсальный показатель хозяйства страны и наиболее представленный в странах мира. К тому же для этого продукта используется один и тот же состав — что в России, что в США, и потребляется он практически всеми социальными слоями.

Индекс Биг Мака — мнение эксперта

Эксперт Форбс (Forbes Contributor), Олег Шибанов, считает, что в начальном предположении об индексе (при равных курсах валют стоимости бургеров будут одинаковыми) много недостатков. 

%expert_citation=1%

Эксперт предлагает обратиться к более точному индикатору от Всемирного банка — относительной стоимости корзины товаров и услуг. По этому индексу Россия выглядит гораздо внушительнее для инвесторов, а также больше представлена потребительская корзина.

Как считается Индекс Биг Мака (ИБМ)?

Смысл понятен из графического представления индекса:

Как считается индекс Биг Мака

Это только часть всей картинки, показывающей количество гамбургеров, которые можно купить на 50 долларов США в любой стране.

А как же он подсчитывается?

Расчет индекса Биг Мака

Показателем ИБМ является величина в % недооценки (или переоценки) национальной валюты любой страны по сравнению с долларом США. Так, в начале 2021 года бургер стоил в США 5,66$, а в России — 135 руб. Что дает курс доллара по БМ 135/5,66 = 23,85 руб. И тогда при текущем курсе 75,7 руб/$ получается недооценка рубля:

100*(1 – 23,85/75,7) = 68,5%.

Это близко к официальному ИБМ, равному -68%. Красный цвет и знак минус означают недооценку. Всего три страны имеют голубой цвет и знак плюс — Швейцария, Швеция и Норвегия. Наши соседи по недооценке (внизу списка) — Турция и Ливан (единственный ниже России), немного меньше ИБМ у Украины — 61,1.

Несколько исторических фактов

В 1986 году появился ИБМ, а в 1990-м — первый Макдоналдс в Москве. БМ тогда стоил на Пушкинской 3,75 рубля. В пересчете на официальный курс рубля это составляло 6,18$. А в США он продавался тогда по 2,1$ (увеличившись на 20% с 1,9$ в 1986 году). 

%colored_text_box=3%

Зачем нужен индекс Биг Мака

Несмотря на весь приблизительный характер подсчёта ИБМ, с каждым годом его популярность только растёт. Особенно в годы кризисов он показывает несоответствие стоимости валют стран похожего уровня. Как ни странно, людям и экономистам нравится такого рода показатель ВВП страны, приходящийся на одного ее жителя.

Индекс Биг Мака в 2020 году

Дважды в год — в январе и июле публикуется официальный ИБМ.

ИБМ 2020, январь — на главной странице даны таблично индексы стран, входящих в ИБМ (56 стран). 4 столбца: страна, её валюта, динамика за 20 лет (маленький график) и сам ИБМ.

Также дается график ИБМ всех входящих в него стран:

Индекс биг мака в 2020 году

Видно, что год назад всего две страны находились в положительной (голубой) зоне переоценки, остальные — недооценка.

В самом конце главной страницы есть кнопка Get the data, перейдя по которой можно получить данные как последнего выпуска ИБМ, так и остальных. В файле Excel приводятся данные с 2000 года по январь 2021-го.

Из страницы за январь 2020 можно увидеть, что Биг Мак в России стоил 135 руб., при курсе 61,43 руб/$. И недооценка была -61,2%. Ниже только Южная Африка.

Июльская страница 2020 года показывает, что стоимость бургера не изменилась, но заметно упал курс рубля — 70,59 руб/$, что привело к возрастанию недооценки до -66,5%. Надо отметить, что пандемия и у соседей по нижней части таблицы вызвала рост недооценки, примерно такой же. Речь о Турции и Южной Африке. И рядом стоит Украина.

Индекс Биг Мака в 2021 году

ИБМ 2021 (январь) выделил самое важное на взгляд составителей событие — продолжающееся (причём ускоряющееся) даже в условиях пандемии уменьшение ИБМ (недооценки валюты) Коста-Рики. 

Индекс БигМака в 2021 году

%colored_text_box=2%

Индекс Биг Мака и рубль

Для лучшего понимания связи ИБМ с происходящим в стране и мире рассмотрим поведение индекса за 20 последних лет (в важные для России годы) в сравнении с Китаем:

 

2000

2007

-1

2008

-2

2013

-1

2014

-1

2014

-2

2015

-1

2016

-1

2016

-2

2017

-2

2020

-1

2020

-2

2021

Руб/шт

39,5

49

59

72,9

89

89

89

114

130

137

135

135

135

Руб/$

28,5

25,5

23,2

30,0

33,9

34,8

65,2

74,6

63,4

60,1

61,4

70,6

74,6

Россия

44,8

42,6

28,9

44,5

43,3

46,7

71,5

69,0

59,3

57,0

61,2

66,5

68

Китай

52,4

56,1

48,8

41,1

40,7

43,1

42,2

45,6

44,7

45,0

44,9

45,7

38,9

(*Руб/шт — цена Биг Мака в России)

Видна четкая привязка ИБМ к курсу руб./$. А сам рубль вёл себя не в пример событиям до 2000 года — не падал во время кризиса. Зато планомерно опускался Центробанком между кризисами. И самое резкое падение — начало 2015 года, сказались события на Украине. В пандемию — падение рывком на 9 руб., потом медленное опускание.

Стоимость самого бургера вела себя совершенно самостоятельно. То есть в основном росла, даже в периоды спокойного доллара. Особый рывок произошел за 2016 год. При этом ИБМ падал. А когда стоимость бургера стабилизировалась на 135–137, ИБМ стал расти. При этом ИБМ Китая находился в боковом тренде и только в начале 2021 года снизил недооценку.

Поскольку курсом рубля управлял Центробанк, который опускал его даже без выхода иностранцев из рублей, то поведение ИБМ более точно отражало состояние покупательной способности россиян. И, похоже, не зря авторитет ИБМ в мире укрепляется.

Специалисты The Economist считают, что курс рубля занижен сильнее всех в мире. Если ориентироваться на ИБМ, то должно быть не 76 руб/$, а 23,5–24.

Это случилось потому, что из двух зол — печатать деньги и вызвать рост инфляции или удешевлять рубль — Центробанк выбрал 2-й способ.

Индекс Биг Мака простым языком - видео

Конкуренты индекса Биг Мака

Таких немало. Можно выделить наиболее яркие:

  1. Индекс Starbucks — по стоимости чашки кофе латте. Распространен в мире гораздо меньше, чем БМ. Ведёт его компания ValuePenguin. По сути — принцип тот же, что и в ИБМ, только вместо бургера — чашка кофе.
  1. Индекс свиданий — принцип заметно отличается. И дело не только в том, что вместо стоимости одного продукта ориентируются на стоимость корзины затрат парня на свидание с девушкой (такси, ужин и посещение кинотеатра). 

Свидание всё-таки более ценно для человека, чем гамбургер. Расходами на него могут жертвовать в последнюю очередь, даже при том, что всё равно придётся умерить аппетиты.

Во всяком случае, Россия в списке стран для расчета этого показателя примерно посередине, по сравнению с ИБМ. Хотя их примерно столько же.

Ведёт индекс Deutsche Bank. Этот банк вообще специализируется на показателях. Их у него более 10.

  1. Индекс оливье — аналог российский. Соображения понятные: состав оливье – наполовину тот же бургер, только без булочки. Распространение в мире довольно ограниченное, так же как и индекса борща.
  2. Индекс красной помады — противокризисный показатель, так как предполагается, что и во время кризиса женщины не изменят свои макияжные привычки и желание выглядеть на все 100.

Ведёт показатель американская компания Estee Lauder (косметика, парфюмерия).

  1. Индекс iPhone — сначала был iPod, теперь стал более популярный iPhone. Показатель явно ориентирован на две группы потребителей — молодежь и людей с достатком, то есть отражает не весь срез общества. 
Похожие статьи