Несмотря на то, что индекс Биг Мака не имеет никакого отношения к ценным бумагам, это не мешает ему пользоваться популярностью среди экономистов и инвесторов всего мира. Что это за показатель, и почему его рейтинг растет несмотря на явные неточности, лежащие в основе этого понятия, — об этом и многом другом узнаете в статье ниже.
Содержание:
Почему именно Биг Мак (БМ)? Потому что начиналось всё как шутка. Журналист из The Economist решил оценить, насколько завышена или занижена валюта любой страны по отношению к доллару. Мерилом для сравнения он выбрал гамбургер, оцениваемый в американской валюте.
Конечно, эта логика полна изъянов, так как даже в близких по уровню развития странах компоненты, составляющие стоимость гамбургера, будут разные. Например, разный уровень конкуренции на рынке фастфудов, спрос, размеры бургеров.
И это даже несмотря на то, что из гамбургеров выбран Биг Мак, как наиболее универсальный показатель хозяйства страны и наиболее представленный в странах мира. К тому же для этого продукта используется один и тот же состав — что в России, что в США, и потребляется он практически всеми социальными слоями.
Эксперт Форбс (Forbes Contributor), Олег Шибанов, считает, что в начальном предположении об индексе (при равных курсах валют стоимости бургеров будут одинаковыми) много недостатков.
Эксперт предлагает обратиться к более точному индикатору от Всемирного банка — относительной стоимости корзины товаров и услуг. По этому индексу Россия выглядит гораздо внушительнее для инвесторов, а также больше представлена потребительская корзина.
Смысл понятен из графического представления индекса:
Это только часть всей картинки, показывающей количество гамбургеров, которые можно купить на 50 долларов США в любой стране.
А как же он подсчитывается?
Показателем ИБМ является величина в % недооценки (или переоценки) национальной валюты любой страны по сравнению с долларом США. Так, в начале 2021 года бургер стоил в США 5,66$, а в России — 135 руб. Что дает курс доллара по БМ 135/5,66 = 23,85 руб. И тогда при текущем курсе 75,7 руб/$ получается недооценка рубля:
100*(1 – 23,85/75,7) = 68,5%.
Это близко к официальному ИБМ, равному -68%. Красный цвет и знак минус означают недооценку. Всего три страны имеют голубой цвет и знак плюс — Швейцария, Швеция и Норвегия. Наши соседи по недооценке (внизу списка) — Турция и Ливан (единственный ниже России), немного меньше ИБМ у Украины — 61,1.
В 1986 году появился ИБМ, а в 1990-м — первый Макдоналдс в Москве. БМ тогда стоил на Пушкинской 3,75 рубля. В пересчете на официальный курс рубля это составляло 6,18$. А в США он продавался тогда по 2,1$ (увеличившись на 20% с 1,9$ в 1986 году).
Несмотря на весь приблизительный характер подсчёта ИБМ, с каждым годом его популярность только растёт. Особенно в годы кризисов он показывает несоответствие стоимости валют стран похожего уровня. Как ни странно, людям и экономистам нравится такого рода показатель ВВП страны, приходящийся на одного ее жителя.
Дважды в год — в январе и июле публикуется официальный ИБМ.
ИБМ 2020, январь — на главной странице даны таблично индексы стран, входящих в ИБМ (56 стран). 4 столбца: страна, её валюта, динамика за 20 лет (маленький график) и сам ИБМ.
Также дается график ИБМ всех входящих в него стран:
Видно, что год назад всего две страны находились в положительной (голубой) зоне переоценки, остальные — недооценка.
Из страницы за январь 2020 можно увидеть, что Биг Мак в России стоил 135 руб., при курсе 61,43 руб/$. И недооценка была -61,2%. Ниже только Южная Африка.
Июльская страница 2020 года показывает, что стоимость бургера не изменилась, но заметно упал курс рубля — 70,59 руб/$, что привело к возрастанию недооценки до -66,5%. Надо отметить, что пандемия и у соседей по нижней части таблицы вызвала рост недооценки, примерно такой же. Речь о Турции и Южной Африке. И рядом стоит Украина.
ИБМ 2021 (январь) выделил самое важное на взгляд составителей событие — продолжающееся (причём ускоряющееся) даже в условиях пандемии уменьшение ИБМ (недооценки валюты) Коста-Рики.
Для лучшего понимания связи ИБМ с происходящим в стране и мире рассмотрим поведение индекса за 20 последних лет (в важные для России годы) в сравнении с Китаем:
| 2000 | 2007 -1 | 2008 -2 | 2013 -1 | 2014 -1 | 2014 -2 | 2015 -1 | 2016 -1 | 2016 -2 | 2017 -2 | 2020 -1 | 2020 -2 | 2021 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Руб/шт | 39,5 | 49 | 59 | 72,9 | 89 | 89 | 89 | 114 | 130 | 137 | 135 | 135 | 135 |
Руб/$ | 28,5 | 25,5 | 23,2 | 30,0 | 33,9 | 34,8 | 65,2 | 74,6 | 63,4 | 60,1 | 61,4 | 70,6 | 74,6 |
Россия | 44,8 | 42,6 | 28,9 | 44,5 | 43,3 | 46,7 | 71,5 | 69,0 | 59,3 | 57,0 | 61,2 | 66,5 | 68 |
Китай | 52,4 | 56,1 | 48,8 | 41,1 | 40,7 | 43,1 | 42,2 | 45,6 | 44,7 | 45,0 | 44,9 | 45,7 | 38,9 |
(*Руб/шт — цена Биг Мака в России)
Видна четкая привязка ИБМ к курсу руб./$. А сам рубль вёл себя не в пример событиям до 2000 года — не падал во время кризиса. Зато планомерно опускался Центробанком между кризисами. И самое резкое падение — начало 2015 года, сказались события на Украине. В пандемию — падение рывком на 9 руб., потом медленное опускание.
Стоимость самого бургера вела себя совершенно самостоятельно. То есть в основном росла, даже в периоды спокойного доллара. Особый рывок произошел за 2016 год. При этом ИБМ падал. А когда стоимость бургера стабилизировалась на 135–137, ИБМ стал расти. При этом ИБМ Китая находился в боковом тренде и только в начале 2021 года снизил недооценку.
Поскольку курсом рубля управлял Центробанк, который опускал его даже без выхода иностранцев из рублей, то поведение ИБМ более точно отражало состояние покупательной способности россиян. И, похоже, не зря авторитет ИБМ в мире укрепляется.
Специалисты The Economist считают, что курс рубля занижен сильнее всех в мире. Если ориентироваться на ИБМ, то должно быть не 76 руб/$, а 23,5–24.
Это случилось потому, что из двух зол — печатать деньги и вызвать рост инфляции или удешевлять рубль — Центробанк выбрал 2-й способ.
Таких немало. Можно выделить наиболее яркие:
Свидание всё-таки более ценно для человека, чем гамбургер. Расходами на него могут жертвовать в последнюю очередь, даже при том, что всё равно придётся умерить аппетиты.
Во всяком случае, Россия в списке стран для расчета этого показателя примерно посередине, по сравнению с ИБМ. Хотя их примерно столько же.
Ведёт индекс Deutsche Bank. Этот банк вообще специализируется на показателях. Их у него более 10.
Ведёт показатель американская компания Estee Lauder (косметика, парфюмерия).