Количество способов, при помощи которых мошенники похищают средства у граждан, растёт. Однако их принципы остаются прежними.
В рамках новой схемы жертве предлагается отсканировать QR-код, чтобы получить социальную выплату. Этот QR-код может размещаться на стене дома, в подъезде, в парке, на остановке или в другом общественном месте.
После сканирования на экране появляется чат-бот, мимикрирующий под сервис определённой социальной структуры. У человека запрашивают сведения, якобы необходимые для получения выплаты. Данные жертвы попадают к мошенникам, которые впоследствии крадут деньги с её карты.
Мошенники переходят на использование мессенджеров, так как обычный телефонный звонок может быть заблокирован сотовым оператором, а также потому, что уровень анонимности звонящих выше.
В Банке России хотят разработать механизм, в рамках которого осуществление переводов будет откладываться на два дня. Если банки не будут останавливать переводы, то в случае хищения именно они должны будут компенсировать потерянные средства клиенту в течение тридцати дней. В заинтересованных ведомствах проект закона одобрили.
В рамках текущего законодательства жертве не вернут средства, если коды, пароли и логины были сообщены мошенниками добровольно. Именно так поступают преступники, использующие методы «социальной инженерии». Вернуть средства в этом случае сложно.
Новый закон не освобождает клиента банка от обязанности мыслить трезво.
Эксперты утверждают, что в базах содержится информация о нескольких десятках тысяч номеров счетов, которыми пользуются мошенники. На самом деле, таких счетов гораздо больше: не все жертвы обращаются банки с заявлением о хищении денег. Но если такое обращение, всё же, было зарегистрировано, информация будет передана финансовой организацией в Банк России.