Финансовый омбудсмен, или же финансовый уполномоченный занимается урегулированием денежных конфликтов на стадии досудебного разбирательства.
Согласно Федеральному закону от 04.07.2018 г. юридические лица обязаны выполнять постановления как судьи, так и финансового омбудсмена.
Услуги данного государственного лица бесплатны для клиентов финансовых учреждений. Рассмотрение обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя к финансовой организации, осуществляется за плату в размере 15 000 рублей за каждое обращение.
Уполномоченный оперативно разбирается в ситуации и принимает решение — процедура занимает не более 15 дней. Посреднические обращения рассматриваются намного дольше — около 30 дней без учета выходных. Главный плюс услуг финансового омбудсмена – к нему можно обратиться без малейшего понятия сути законодательства, в отличие от суда, где нужно активно отстаивать свою точку зрения с правовой позиции.
К уполномоченному стоит обратиться, если финансовое учреждение нарушило условие сделки, например взяла намного больше положенной суммы, или наоборот – оставила часть ваших денег в своем владении.
Разберем ситуацию на примере:
Вот несколько условий для обращения:
Для клиентов они абсолютно бесплатны. В таком случае обратиться можно как с письмом, так и на электронный адрес. Но перед тем, как начать пользоваться услугами омбудсмена, необходимо направить претензию в финансовую компанию и получить от нее какой-либо ответ.
Стоит отметить, что деятельность государственного служащего обеспечивается первоначально за счет средств Банка России, но потом он должен самоокупаться путем взносов финансовых учреждений, на которые подаются жалобы. Также, посредники уплачивают свою долю за обращение к уполномоченному с запросом урегулирования спора.
Сначала постарайтесь решить конфликт самостоятельно. Для этого направьте финансовой компании претензионное письмо — на сайте омбудсмена вы можете найти стандартный бланк обращения. Учреждение обязано вам направить ответ:
Далее, если вам пришел ответ, и он вас не устраивает – обращаемся к уполномоченному: письмом на адрес офиса омбудсмена или электронным обращением на сайте. Также, так вы можете найти бланк, который нужно заполнить. К стандартной форме прикрепляете ответ от финансовой организации, который вас не устраивает. Претензию стоит дополнительно подтвердить посторонней документацией: чеки, договора, квитанции и т.д.
После 3-х дней омбудсмен пришлет вам ответ, находится ли дело в его полномочиях и готов ли он приступить к решению спора. Результат по делу вы получите в такие сроки:
В большинстве ситуаций конфликт омбудсмен решает дистанционно. Но уполномоченный наделен правом назначить встречу с вами и представителями финансового учреждения, если это требуется для принятия основательного решения. Перед тем, как собрать все стороны, служащий предупреждает о дате и месте встречи за 5 рабочих дней. Даже если сторона ответчика не явится на очную встречу, омбудсмен не вправе отказать в рассмотрении вашего иска и примет решение по делу.
В зависимости от ситуации, уполномоченный примет решение о полном принятии иска и выплату компенсации со стороны ответчика, частично удовлетворить иск или же отказать в претензии, если финансовая компания действовала в рамках закона.
После того, как омбудсмен примет решение, он в течение суток направляет его копию всем сторонам. Если вы обращались с электронной петицией, то ответ придет вам на почту или же в личный кабинет на сайте уполномоченного. Если пожелаете, вам вышлют бумажное письмо с решением по месту жительства.
Сроки обжалования – 30 дней после подписания решения. Если оформляете иск – не забудьте приложить копию результата разбирательства при участии омбудсмена. Финансовая компания тоже может обжаловать решение, но в ее случае дается не месяц, а всего 10 рабочих дней после вступления постановления уполномоченного в законную силу.