Специфика деятельности финансового омбудсмена, какими спорами занимается, как подать заявку и оспорить решение в случае не согласия
Специфика деятельности финансового омбудсмена, какими спорами занимается, как подать заявку и оспорить решение в случае не согласия

Специфика деятельности финансового уполномоченного

31 марта 2021 — 0 минут на чтение

Финансовый омбудсмен, или же финансовый уполномоченный занимается урегулированием денежных конфликтов на стадии досудебного разбирательства. 

Согласно Федеральному закону от 04.07.2018 г. юридические лица обязаны выполнять постановления как судьи, так и финансового омбудсмена. 

Содержание: 

Услуги данного государственного лица бесплатны для клиентов финансовых учреждений. Рассмотрение обращений, поданных лицами, которым уступлено право требования потребителя к финансовой организации, осуществляется за плату в размере 15 000 рублей за каждое обращение. 

Уполномоченный оперативно разбирается в ситуации и принимает решение — процедура занимает не более 15 дней. Посреднические обращения рассматриваются намного дольше — около 30 дней без учета выходных. Главный плюс услуг финансового омбудсмена – к нему можно обратиться без малейшего понятия сути законодательства, в отличие от суда, где нужно активно отстаивать свою точку зрения с правовой позиции. 

Какими спорами конкретно занимается финомбудсмен? 

К уполномоченному стоит обратиться, если финансовое учреждение нарушило условие сделки, например взяла намного больше положенной суммы, или наоборот – оставила часть ваших денег в своем владении. 

Разберем ситуацию на примере: 

  • НПФ снял лишние комиссионные 
  • Страховая компания отказались оплатить или рассматривать дело 
%colored_text_box=1%

Вот несколько условий для обращения: 

  1. Только если вы частное лицо и составляли договор с финансовой организацией. Если возник конфликт с банком, страховой фирмой или иным финансовым учреждением касательно договора, который заключался с юридическим лицом или ИП, уполномоченный такими делами не занимается. 
  2. Споры должны касаться имущества либо денежной выплаты.
  3. Например, если страховая компания  отказывается в уплате денег за возникновение страхового случая – смело отправляйтесь к финомбудсмену. Но, если вам просто отказали в оформлении полиса – это к Банку России.
  4. Только прямые денежные убытки можно оспорить в рамках разбирательства при омбудсмене. Упущенная выгода или моральный вред во время решения спора не рассматриваются. 
  5. Сумма спора должна быть не более полумиллиона рублей. Если денег вы хотите получить больше – только судебное разбирательство. Данное ограничение не затрагивает споры о имуществе при ОСАГО. Эти дела уполномоченный берет без исключения. 
  6. Срок проблемы – не более 3 лет с момента обращения к госслужащему. Споры, которые превысили данные сроки рассматриваются в исключительном порядке. Яркий пример – тяжелая болезнь истца.
  7. Вы также можете воспользоваться услугами омбудсмена, если уже обращались в финансовую компанию и получили компенсацию, но она кажется для вас недостаточной. Только если суд рассматривал ранее дело – в таких обстоятельствах помощь финансового уполномоченного бесполезна.
  8. При пропуске срока в 3 года можно попробовать обратиться к уполномоченному, который сотрудничает с финансовым учреждением. Без досудебного разбирательства при участии омбудсмена суд не примет ваш иск. 

Стоимость услуг финомбудсмена

Для клиентов они абсолютно бесплатны. В таком случае обратиться можно как с письмом, так и на электронный адрес. Но перед тем, как начать пользоваться услугами омбудсмена, необходимо направить претензию в финансовую компанию и получить от нее какой-либо ответ.  

Стоит отметить, что деятельность государственного служащего обеспечивается первоначально за счет средств Банка России, но потом он должен самоокупаться путем взносов финансовых учреждений, на которые подаются жалобы. Также, посредники уплачивают свою долю за обращение к уполномоченному с запросом урегулирования спора.  

Как подать обращение, если у меня есть претензия? 

%colored_text_box=2%

Сначала постарайтесь решить конфликт самостоятельно. Для этого направьте финансовой компании претензионное письмо — на сайте омбудсмена вы можете найти стандартный бланк обращения. Учреждение обязано вам направить ответ:  

  • Через 15 дней, если вы обратились на электронную почту компании, а проблема существует не более полугода; 
  • В течение месяца при других обстоятельствах. 

Далее, если вам пришел ответ, и он вас не устраивает – обращаемся к уполномоченному: письмом на адрес офиса омбудсмена или электронным обращением на сайте. Также, так вы можете найти бланк, который нужно заполнить. К стандартной форме прикрепляете ответ от финансовой организации, который вас не устраивает. Претензию стоит дополнительно подтвердить посторонней документацией: чеки, договора, квитанции и т.д. 

После 3-х дней омбудсмен пришлет вам ответ, находится ли дело в его полномочиях и готов ли он приступить к решению спора. Результат по делу вы получите в такие сроки: 

  • В течение 15 дней, без надобности проведения экспертизы; 
  • В течение 25 дней, при наличии вывода эксперта;  
  • В течение 30 дней, если заявление поступило от посредника – к примеру, вашего юриста. 

Далее, рассмотрим подробнее список документов, которые стоит прикладывать к претензии: 

  • Копия письма к финансовой организации
  • Если вы получили подробный ответ от учреждения – его тоже прикладывайте; 
  • Копия договора с финансовым учреждением; 
  • Иные бумаги, которые повлияют на принятия решения в вашу пользу; 
  • Если петицию направляет законный представитель – копия договора представительства лица; 
  • Если обращается третья сторона (посредник, которому уступили право требования к организации) – копия квитанции об оплате услуги финансового омбудсмена.  

Что должно содержаться в обращении: 

  • ФИО, место жительства заявителя и представителя (если таковой назначен).
  • Контактная информация - электронная почта, номера телефона и другая, если обратились с письмом в офис – почтовый адрес и индекс.
  • Реквизиты финансовой организации, к которой обращались с требованиями. 
  • Договор с финансовым учреждением (при наличии), суть спора и цена урегулирования конфликта.
  • Доказательства о том, что ранее претензия направлялась непосредственно ответчику и результат не в пользу истца; перечисление методов досудебного урегулирования проблемы.
  • Дата направления письма к омбудсмену. 

Как рассматривается спор и что делать, если вы не согласны с решением 

В большинстве ситуаций конфликт омбудсмен решает дистанционно. Но уполномоченный наделен правом назначить встречу с вами и представителями финансового учреждения, если это требуется для принятия основательного решения. Перед тем, как собрать все стороны, служащий предупреждает о дате и месте встречи за 5 рабочих дней. Даже если сторона ответчика не явится на очную встречу, омбудсмен не вправе отказать в рассмотрении вашего иска и примет решение по делу. 

В зависимости от ситуации, уполномоченный примет решение о полном принятии иска и выплату компенсации со стороны ответчика, частично удовлетворить иск или же отказать в претензии, если финансовая компания действовала в рамках закона. 

После того, как омбудсмен примет решение, он в течение суток направляет его копию всем сторонам. Если вы обращались с электронной петицией, то ответ придет вам на почту или же в личный кабинет на сайте уполномоченного. Если пожелаете, вам вышлют бумажное письмо с решением по месту жительства. 

Решение вступает в законную силу спустя 10 дней после подписания его финомбудсмену. 

%colored_text_box=3%

Сроки обжалования – 30 дней после подписания решения. Если оформляете иск – не забудьте приложить копию результата разбирательства при участии омбудсмена. Финансовая компания тоже может обжаловать решение, но в ее случае дается не месяц, а всего 10 рабочих дней после вступления постановления уполномоченного в законную силу.  

 

 

Анастасия Кривельская-Ершова
Главный редактор,

Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности журналистика. Несколько лет проработала автором в ведущих финансовых изданиях - ПРАЙМ, ТАСС и других известных в РФ компаниях.

Похожие статьи