Сегодня проблема кибермошенничества стоит довольно-таки остро: преступники изобретают всё новые схемы, которые не всегда удаётся распознать. Им на руку играют тревожные настроения в обществе, связанные со специальной военной операцией: многие сценарии основываются на мнимом подозрении жертвы в сотрудничестве с вооружёнными силами Украины. Однако исключительно этими сценариями преступники не ограничиваются.
Согласно данным Центробанка, по итогам прошлого года с различными видами мошенничества в финансовой сфере столкнулись 40% опрошенных. Каждый десятый потерял свои средства. Число жертв, с которыми преступники связываются различными способами (чаще всего — в 54% случаев — через телефонные звонки или SMS-сообщения, в 22,5% случаев — через мессенджеры, реже через социальные сети, электронную почту, поддельные сайты и приложения), растёт. При этом телефонные звонки в последнее время уступают коммуникации с мессенджерах (это в целом объясняется сокращением популярности первого способа коммуникации в пользу второго).
Как правило, типичная жертва старше 25 и моложе 64 лет: у этой категории населения, как правило, есть как доступ к банковским онлайн-сервисам, так и достаточный объём средств на счетах и картах. Женщины вступают в диалог с преступниками на 11% чаще.
Хорошей новостью является то, что лишь 12,4% опрошенных действительно поддаются на уловки преступников, оставшиеся же респонденты в большинстве своём уже знают, как распознать приёмы мошенников, поэтому завершают коммуникацию, не рискуя своими данными и средствами.
Приведём ряд других цифр.
Вот как распределяются жертвы по возрастам:
Также исследователи сообщают что 75,4% респондентов являются горожанами, а 24,6% — сельскими жителями. Это может быть связано в целом с тем, что в городах живёт больше людей и они с большей долей вероятности примут участие в опросе.
Женщины становятся жертвами мошенников в 55,5% случаев, так как они в целом более эмоциональны.
Распределение по уровню образования и достатка скорее отражает пропорции соответствующих социальных страт в обществе, нежели позволяет выявить какие-либо взаимосвязи между социально-демографическими характеристиками индивида и вероятность, с которой он станет жертвой мошенников.
Перечислим действия жертв, начиная от самых распространённых:
По результатам действий выше две трети респондентов теряют менее 20 тысяч рублей, 18% опрошенных лишаются не более сотни тысяч рублей, 10% теряют до полумиллиона рублей, 3,8% — до миллиона рублей, а в 4,3% преступникам удаётся присвоить себе ещё большие суммы.
Обнаружив неладное, более трети респондентов (34,1%) обращаются в банк, выпустивший карту, с который были списаны средства. 27,7% жертв — в полицию, 27,3% не обращаются никуда. Гораздо меньшая доля россиян формирует обращения в Банк России (7,2%), к финансовому уполномоченному (2%) или в Роспотребнадзор (1,7%).
Будьте бдительны: не сообщайте никому (за исключением работодателя и ближайших родственников) свои финансовые данные, не берите трубки с незнакомых номеров, не вступайте в коммуникацию с лицами, назвавшимися представителями банка, полиции и пр. Если банку или государственным органам действительно потребуется связаться с вами, вы увидите соответствующее оповещение в приложении банка или на портале Госуслуг.