Банки дают телефоны клиентов мошенникам? Как мошенники получают ваши данные?
Банки дают телефоны клиентов мошенникам? Как мошенники получают ваши данные?

Банки дают телефоны клиентов мошенникам? Как мошенники получают ваши данные?

28 ноября 2022 — 5 минут на чтение

«Я не успеваю совершать некоторые операции, потому что мне сразу звонят мошенники», — жалуется клиент банка. Многие думают, что данные утекают именно из банков. На самом деле источников данных для мошенников гораздо больше, и если такими источниками становятся банки, то это непреднамеренно.

Как личные данные попадают к мошенникам?

Несмотря на наличие закона о защите персональных данных, к сожалению, в нашей стране к этой самой защите персональных данных относятся довольно своеобразно. Причём это касается как организаций, собирающих и обрабатывающих данные, так и самих граждан. Вспомните, где вы оставили номер телефона, ФИО или имя, быть может, — копию паспорта.

Ваши персональные данные находятся в государственных учреждениях, банках, жилищно-коммунальных службах, школах и детских садах, где учатся ваши дети, магазинах, которые доставили вам покупку, в которые вы вернули товар или где просто оформили дисконтную карту. Ваше настоящее имя и даже номер телефона могут просто заблокировать на некоторых сайтах, форумах или в социальных сетях, на которых вы зарегистрировались десять лет назад и т. д.

При этом сами организации часто раскрывают информацию самостоятельно. Некоторые организации размещают данные о «должнике» на своем сайте, в социальных сетях или на «доске позора», другие могут сообщить подробности о человеке по телефону.

Некоторые организации при сборе данных сразу предполагают их передачу третьим лицам, колл-центрам или рекламным агентствам. В итоге достаточно оформить только дисконтную карту, чтобы ваш номер телефона появился где-то ещё, и не один раз.

Я уверен, что это самый важный источник распространения данных, потому что для таких организаций ваши данные — товар. Вы получаете скидку в магазине, в т.ч. и соглашаясь на будущие акционные звонки. В этом, кстати, состоит ключевые отличие компаний-продавцов от банков. Данные клиентов — это не товар для банков, а средство коммуникации. Банку выгоднее предоставлять кредит некоторым своим клиентам, чем продавать данные.

Поэтому я уверен, что основное распространение персональных данных идет вовсе не от банков. Но, к сожалению, здесь нет стопроцентной гарантии.

В каких случаях персональные данные могут «утечь» из банка?

У меня есть постоянные «собеседники» среди мошенников. Они звонят мне регулярно раз в месяц, и иногда мне кажется, что я узнаю их по голосу. Они почти всегда выдают себя за сотрудников одного и того же банка, и эти звонки начались сразу после того, как я открыл там счёт.

Не думаю, что мошенники получили данные из базы банка, но когда я оформлял карту, среди строк договора был пункт о том, что мои данные будут переданы сторонним организациям — аутсорсинговым колл-центрам. Такие колл-центры могут обслуживать не только банки, но и другие организации, поэтому их отношение к персональным данным может быть совсем не банковским.

Естественно, не нужно сбрасывать со счетов кражу данных — такие случаи периодически попадают в новости. Но я уверен, что в других организациях больше краж, просто они не так известны.

Сами сотрудники, кстати, тоже могут «брать данные клиентов с собой». Но на фоне других дел звонок вроде «Добрый день, я Миша и сейчас работаю в новом банке» совсем не выглядит страшным.

Можно ли защитить себя от утечки личных данных?

Здесь мы можем посоветовать вам следовать очевидному правилу — старайтесь не оставлять личные данные, если этого можно избежать. При подписании контрактов или деклараций тщательно избегайте пунктов, связанных с рекламными звонками, перепиской и передачей данных третьим лицам.

Но если вам уже периодически звонят мошенники или рекламные агентства, если вы уже успели оформить с десяток дисконтных карт, боюсь советовать уже поздно.

Похожие статьи