«Я не успеваю совершать некоторые операции, потому что мне сразу звонят мошенники», — жалуется клиент банка. Многие думают, что данные утекают именно из банков. На самом деле источников данных для мошенников гораздо больше, и если такими источниками становятся банки, то это непреднамеренно.
Несмотря на наличие закона о защите персональных данных, к сожалению, в нашей стране к этой самой защите персональных данных относятся довольно своеобразно. Причём это касается как организаций, собирающих и обрабатывающих данные, так и самих граждан. Вспомните, где вы оставили номер телефона, ФИО или имя, быть может, — копию паспорта.
Ваши персональные данные находятся в государственных учреждениях, банках, жилищно-коммунальных службах, школах и детских садах, где учатся ваши дети, магазинах, которые доставили вам покупку, в которые вы вернули товар или где просто оформили дисконтную карту. Ваше настоящее имя и даже номер телефона могут просто заблокировать на некоторых сайтах, форумах или в социальных сетях, на которых вы зарегистрировались десять лет назад и т. д.
При этом сами организации часто раскрывают информацию самостоятельно. Некоторые организации размещают данные о «должнике» на своем сайте, в социальных сетях или на «доске позора», другие могут сообщить подробности о человеке по телефону.
Некоторые организации при сборе данных сразу предполагают их передачу третьим лицам, колл-центрам или рекламным агентствам. В итоге достаточно оформить только дисконтную карту, чтобы ваш номер телефона появился где-то ещё, и не один раз.
Я уверен, что это самый важный источник распространения данных, потому что для таких организаций ваши данные — товар. Вы получаете скидку в магазине, в т.ч. и соглашаясь на будущие акционные звонки. В этом, кстати, состоит ключевые отличие компаний-продавцов от банков. Данные клиентов — это не товар для банков, а средство коммуникации. Банку выгоднее предоставлять кредит некоторым своим клиентам, чем продавать данные.
Поэтому я уверен, что основное распространение персональных данных идет вовсе не от банков. Но, к сожалению, здесь нет стопроцентной гарантии.
У меня есть постоянные «собеседники» среди мошенников. Они звонят мне регулярно раз в месяц, и иногда мне кажется, что я узнаю их по голосу. Они почти всегда выдают себя за сотрудников одного и того же банка, и эти звонки начались сразу после того, как я открыл там счёт.
Не думаю, что мошенники получили данные из базы банка, но когда я оформлял карту, среди строк договора был пункт о том, что мои данные будут переданы сторонним организациям — аутсорсинговым колл-центрам. Такие колл-центры могут обслуживать не только банки, но и другие организации, поэтому их отношение к персональным данным может быть совсем не банковским.
Естественно, не нужно сбрасывать со счетов кражу данных — такие случаи периодически попадают в новости. Но я уверен, что в других организациях больше краж, просто они не так известны.
Сами сотрудники, кстати, тоже могут «брать данные клиентов с собой». Но на фоне других дел звонок вроде «Добрый день, я Миша и сейчас работаю в новом банке» совсем не выглядит страшным.
Здесь мы можем посоветовать вам следовать очевидному правилу — старайтесь не оставлять личные данные, если этого можно избежать. При подписании контрактов или деклараций тщательно избегайте пунктов, связанных с рекламными звонками, перепиской и передачей данных третьим лицам.
Но если вам уже периодически звонят мошенники или рекламные агентства, если вы уже успели оформить с десяток дисконтных карт, боюсь советовать уже поздно.