В России существует довольно серьёзная проблема с обучением детей финансовой грамотности. Во многих семьях этот вопрос при общении с ними не затрагивается, а в школах этому и вовсе толком не учат. Сейчас, к счастью, появляется всё больше литературы и источников информации, позволяющих даже самым маленьким получать знания в этой области, однако данные из книг и интернета всё равно должны сопровождаться комментариями взрослых людей. Рассказываем, как же всё-таки правильно учить своих детей ценить деньги и экономить.
Базовые знания, касающиеся финансовых взаимоотношений надо давать с самого юного возраста. Очевидно, что ребёнку 4-5 лет не стоит рассказывать про кредиты, инвестиции и сберегательные вклады, но вот помогать распознавать банкноты и монеты, объяснять, для чего они нужны, как и откуда их получают родители – нужно. Дети постигают азы различных экономических процессов и самостоятельно, превращая это потом в игры с подорожниками вместо денег, ваша же задача объяснять детали и непонятные вещи в простой форме.
Чем старше становится ребёнок, тем сложнее темы вы должны поднимать: в 6-10 лет говорить о тратах и оплате счетов, рассказывать о налогах без подробностей, в 11-13 лет уже учить бюджетированию, обсуждать крупные покупки, в 13-15 вести беседы об основах инвестирования, в 16 лет поднимать тему кредитов и т.д.
Подходите к процессу разумно, постепенно и в игровой форме, будьте готовы всё объяснять по несколько раз и не путайте ребёнка большим количеством информации сразу. При этом не бойтесь объяснять сложные темы, если ребёнок сам заинтересовался, услышав, например, какой-то термин по телевизору. И помните, дети постепенно и сами учатся всему этому, просто ваши объяснения помогают избегать ошибок и ускоряют этот процесс.
Если при походе в магазин со своим ребёнком вы делаете много импульсивных и бесполезных покупок, то не стоит ждать, что ваше чадо при этом вырастет экономным. В таких ситуациях ваши призывы проявлять разумность при покупках будут выглядеть лицемерными и приведут лишь к отторжению.
Привыкайте к тому, что дети, особенно совсем маленькие, повторяют всё за взрослыми. Касается это и экономических привычек. Старайтесь вовлекать своего ребёнка в свои рядовые экономические взаимоотношения с миром. Оплачиваете счета за ЖКХ? Изучите платёжку вместе с ребёнком, поговорите о том, что в неё входит и почему в этом месяце надо больше заплатить за электричество, чем в прошлом, а за воду наоборот. Это приучит его, что свет в лампочке, вода из-под крана, газ в плите — всё это стоит денег и надо разумно подходить к расходованию ресурсов.
Это же касается вашего похода в магазин, банк, ателье, салон красоты. Объясните, почему сегодня вы не можете купить какие-то вещи себе или ему и почему это сможете сделать через неделю, когда получите зарплату. И главное — делайте это всё в спокойном тоне. Даже если у вас непростая финансовая ситуация в конкретный момент жизни — говорите об этом прямо, но не педалируйте. Ребёнок должен учиться тому, что ресурсы могут быть ограничены, однако это также не должно превращаться в психологическую травму, когда любая трата в будущем станет вызывать панику и желание ходить хоть в лохмотьях, лишь бы не отдавать ни одной купюры из кошелька.
При посещении магазина периодически давайте ребёнку запланированную сумму денег и список покупок. Это поможет ему увидеть разницу между дорогими и дешёвыми товарами и научит его выбирать вещи, которые будут оставаться в рамках заложенного бюджета. Также список покупок можно составлять вместе с ребёнком.
Дети и подростки чувствуют, когда вы транжирите деньги или наоборот цепляетесь мёртвой хваткой в каждую копейку. Избегайте вредных финансовых привычек, а в конкретных ситуациях спокойно объясняйте мотивацию и необходимость покупки вещи или наоборот отказ от трат.
Пожалуй, самый очевидный совет, однако, это и не является чем-то удивительным — лучше один раз самому прочувствовать груз финансовых взаимоотношений, чем сто раз о них услышать.
Деньги на карманные расходы можно начать давать с момента, например, начала учёбы в школе. Лучше всего, если эти средства будут предоставляться за выполнение каких-то обязанностей по дому. При этом не приучайте ребёнка к тому, что любая его помощь по дому автоматически должна оплачиваться, он должен делать всё сам, а деньги — это дополнительный стимул.
В связи с этим надо сделать важную пометку — нельзя давать деньги за хорошую учёбу. Ребёнок должен осознавать это как свою естественную ответственность. Если вы решили как-то вознаградить чадо за, например, хорошо сданную четверть, то лучше сделать это в натуральном виде, то есть поездкой, покупкой или походом куда-нибудь.
Если ребёнок выпрашивает у вас деньги на определённые вещи, то давайте их в таком объёме, чтобы он понял важность жертвы и баланса. Пусть выданной суммы у него хватает на два желанных предмета из этих трёх. В таком случае он начнёт понимать важность сразу двух вещей: накоплений (чтобы хватило на всё) и приоритетности (чтобы научится выбирать необходимое при ограниченных ресурсах).
Побуждайте своего ребёнка копить. Вместо покупки велосипеда, предложите ему вместе скопить деньги на него. Для начала можете поставить ему цель скопить определённую сумму, после которой вы готовы добавить свои средства и вместе приобрести желанный предмет. По мере взросления уменьшайте свою долю и параллельно побуждайте ребёнка самостоятельно добывать деньги, предлагая самому подработать где-то, либо давая конкретные задания и оплачивая их.
Если же речь идёт о покупках, на которые ребёнок сам способен накопить без помощи, но с усилиями, то лучше предоставить ему полную самостоятельность в этом вопросе. Примером таких вещей может быть новая не слишком дорогая одежда: кроссовки, модные джинсы, рубашка и т.п.
Сейчас уже много литературы и различных мультиков на финансовые темы, которые подходят даже самым маленьким. Вот, например, мультики и книги, затрагивающие финансовые взаимоотношения и деньги в целом, которые подходят для детей разных возрастов:
Главное помните, смотрите и изучайте всё вместе, чтобы снимать любое недопонимание и вопросы.