1. Станьте экспертом. В этом случае не вам нужно будет искать клиентов, а они будут сами находить вас. Совсем не обязательно защищать докторскую диссертацию по области, на которой вы специализируетесь. Но необходимо постоянно совершенствовать профессиональные компетенции, а также уметь грамотно это преподносить: например, создайте сайт-визитку, где вы сможете рассказать о вашем образовании, курсах повышения квалификации, написанных статьях и успешных проектах.
2. Перестаньте работать бесплатно. Ваше время — деньги. Это не значит, что не нужно ничего делать, пока вам не заплатят. Но вы должны инвестировать потраченные силы в приобретение новых навыков и ценных знакомств.
3. Станьте неудобным. Если вы будете постоянно соглашаться помогать другим, это вовсе не всегда означает, что ваши старания будут вознаграждены в обязательном порядке. Вы рискуете, напротив, стать для знакомых лишь недорогим вариантом, выполняющим «грязную работу» в то время, как они будут заниматься тем, чем действительно хотят.
4. Контролируйте ситуацию. Невыполненный заказ по любой причине может очень сильно повредить вашей репутации.
5. Изучите себя. Подумайте о том, что вам нравится делать, каковы ваши цели, сильные и слабые стороны. Исходя из этого формируйте план по поиску клиентов или получению новых профессиональных навыков.
6. Не бойтесь знакомиться, а также не стесняйтесь раздавать свои визитки. Так вы сможете найти не только новых клиентов, но и подрядчиков, а также научиться чему-то новому.
7. Не прекращайте учиться. Скорее всего, в вашей профессиональной области есть те аспекты, о которых вы даже не догадываетесь. Запишитесь на курсы повышения квалификации, а также читайте отраслевые издания. Изучайте рынок, чтобы понять потребности клиентов.
8. Не берите слишком мало. Хорошие товары или услуги стоят дорого. Занизив цену, вы рискуете стать не любимым подрядчиком, а посмешищем.
Все люди разные, и все бизнес-проекты тоже. Читая наши советы, не забывайте соотносить их с вашей конкретной ситуацией: возможно, вам подойдут не все.