Мир постоянно развивается, и вот уже то, что раньше, казалось фантастикой, стало для нас будничным. Например, банковские карточки и онлайн-переводы, при помощи которых перевести средства можно куда угодно всего за несколько секунд без документов и бумажной волокиты. Этим пользуются и мошенники, которые втираются в доверие к пожилым родственникам.
Если молодые люди уже знают, что переводить деньги позвонившему на мобильный телефон незнакомцу нельзя ни в коем случае, даже если он представляется полицейским или сотрудником банка, то пожилые люди меньше осведомлены о подобных схемах. Как же не дать им совершить непоправимую ошибку?
Очень часто преступники делают ставку на любовь пожилых людей к своим близким. Поэтому, когда мошенник представляется, например, сыном или внуком, а затем рассказывает о том, что попал в беду и требуются крупная сумма для решения той или иной проблемы, пожилой человек часто сразу же пересылает деньги, не разобравшись в ситуации.
Ещё один способ заключается в том, что мошенник приходит домой к жертве, предлагая поверку счётчиков, замену фильтров, покупку различных чудодейственных средств.
Сегодня существует достаточное количество таких программ. Например, «Яндекс.Определитель», GetContact, Kaspersky WhoCalls. Эти программы проверяют, нет ли звонящего в той или иной базе данных, после чего могут предупредить о том, что звонит мошенник.
Впрочем, решение не лишено недостатков.
Во-первых, не все такие приложения могут отклонить входящий звонок, поэтому окончательное решение принимать будет всё равно тот, кому звонят. Во-вторых, мошенники постоянно регистрируют новые номера, а при помощи специальных технологий могут даже замаскировать номер о телефон банка или местного отделения полиции. В этом случае приложение не сможет определить, что звонит именно мошенник.
Решения сотовых операторов в ряде случаев позволяют заблокировать номер мошенников. Это работает так: услуга «Антиспам» позволяет сверить номер с базой, и в итоге звонок вообще не поступает к абоненту.
Это платная услуга, но её стоимость обычно не превышает ста рублей в месяц (в зависимости от оператора). Действует решение «Антиспам», по последним данным, только на номерах МТС и «Билайн».
Поскольку не все номера мошенников успевают внести в базу вовремя, радикальным способом защитить близкого человека является внесение номеров в так называемый белый список. Некоторые телефоны требуют ввести все номера, с которых звонок может поступить, а остальные вызовы в этом случае будут отклоняться.
В iPhone можно заглушать неизвестные номера. Иными словами, дозвониться сможет лишь тот, кто присутствует в списке контактов. В Android всё сложнее: можно настроить белый список, а также блокировать скрытые (анонимные номера).
Сегодня такая функция доступна только клиентам Сбербанка. В рамках данного решения все исходящие переводы от пожилого человека необходимо будет в течение двенадцати часов подтвердить или отклонить тому лицу, которое взяло на себя заботу о бабушке или дедушке. Если подтверждение не придёт, деньги отправлены не будут.
Инициировать операции самостоятельно и видеть остаток на счёте родственник не сможет. Также следует отметить, что услуга является платной и осуществляет контроль лишь части банковских операций. Например, ничто не мешает пожилому человеку положить средства на чей-то мобильный номер, с которого преступники снимут средства.
К тому же, с заблокированной функцией переводов между частными лицами пожилые люди часто не смогут расплатиться с продавцами на рынке и другими лицами, предоставляющими услуги.