Монополизация — закономерный этап экономического развития. Любой бизнес стремится увеличить прибыль и зачастую бывает так, что компания выводит на рынок уникальный продукт, который не производит никто другой. Тогда можно говорить о монополии в определённом сегменте экономики.
Содержание статьи:
В случае монополизации производитель становится единственным поставщиком товара или услуги. Такой рынок называется монопольным, это понятие противоположно конкурентному рынку. В случае монополии только одна компания решает, сколько товара будет поставляться на рынок и какую цену на него установить. В долгосрочной перспективе это позволит монополисту получать сверхприбыль. А для конечного потребителя покупка продукции монополиста станет невыгодной.
Термин «монополизация» происходит от древнегреческих слов μονο (один) и πωλέω (продавать).
Монополизацию можно описать следующим образом:
Впрочем, крупная монополия способна предоставить много рабочих мест, обеспечивая стабильность в экономике и обществе.
Монополия — не всегда негативное явление и может возникнуть по естественным и логичным причинам. Рассмотрим этот момент подробнее.
Так бывает, когда рынок способна обслужить только одна организация. Или, например, когда компания по естественным причинам является лучшей и получает реальный отклик рынка.
Так бывает, когда несколько компаний объединяются в целях недопуска на рынок других организаций. Они могут использовать следующие методы:
Открытой принято называть монополию, при которой на рынке присутствует только один поставщик, зачастую временно. Обычно такое явление образуется, когда на рынке появляется новая технология или товар.
Такое явление создается посредством законодательных ограничений и правил. Они определяют:
Такой тип защищает деятельность монополиста на законодательном уровне.
Это состояние рынка противоположно совершенной конкуренции. Одна организация занимает нишу целиком. Перечислим признаки чистой монополии:
По формам можно выделить несколько типов:
Существует несколько способов получить монополию: оператор может использовать свою «монопольную ренту» (сверхприбыль, которую он зарабатывает ввиду отсутствия конкурентов), чтобы выкупить любых новообразовавшихся конкурентов.
Исходя из этого напрашивается вывод, что у возникновения монополии может быть несколько причин:
К положительным аспектам монополии относят:
К отрицательным аспектам монополии относят:
Борьба с монополизмом в России началась еще в 1908 году. В качестве основы для создания закона был использован акт Шермана. Первая попытка провалилась, после чего началась Первая мировая война, за ней последовала Октябрьская революция и идея была отложена.
Затем, в СССР, в эпоху плановой экономики, конкуренция стала невозможной до тех пор, пока в 1990 году был принят закон «О республиканских министерствах и Государственных комитетах страны».
После распада СССР законодательство стало совершенствоваться.
С актуальными положениями в сфере борьбы с монополизацией можно ознакомиться в ФЗ «О защите конкуренции», от 8 июля 2006 года.
Монополия и олигополия являются рыночными структурами, существующими в условиях несовершенной конкуренции. В отличие от монополии олигополия подразумевает производство несколькими относительно крупными компаниями похожих, но в целом разных товаров.
Данный термин создан в рамках российской экономики. Таким же образом, как может существовать монополия (один поставщик), дуополия (два поставщика) и олигополия (несколько поставщиков), на рынке может быть и полиполия, подразумевающего наличие большого количества поставщиков.
О самых известных монополиях мира прочтите в статье по ссылке.