Монополизация: что это такое, виды монополии, формы, отличие от олигополии и полиполии
Монополизация: что это такое, виды монополии, формы, отличие от олигополии и полиполии

Что такое монополизация: определение термина, разновидности, примеры

30 мая 2023 — 9 минут на чтение

Монополизация — закономерный этап экономического развития. Любой бизнес стремится увеличить прибыль и зачастую бывает так, что компания выводит на рынок уникальный продукт, который не производит никто другой. Тогда можно говорить о монополии в определённом сегменте экономики.

Содержание статьи:

Монополизация

В случае монополизации производитель становится единственным поставщиком товара или услуги. Такой рынок называется монопольным, это понятие противоположно конкурентному рынку. В случае монополии только одна компания решает, сколько товара будет поставляться на рынок и какую цену на него установить. В долгосрочной перспективе это позволит монополисту получать сверхприбыль. А для конечного потребителя покупка продукции монополиста станет невыгодной.

Термин «монополизация» происходит от древнегреческих слов μονο (один) и πωλέω (продавать).

Что такое монополизация?

Что такое монополизация простыми словами

Монополизацию можно описать следующим образом:

  • владение как возможность для монополита единолично принимать решения относительно ценообразования, объёма вывода продукции на рынок и пр.
  • ограничение как установление для конкурентов таких условий, при которых монополист сможет получать максимальную прибыль
  • бесперспективность как евозможность развития бизнеса на внутреннем или внешнем рынке при наличии гиганта, которые всегда будет находится в более выгодном положении по сравнению с новоиспеченными конкурентами

Впрочем, крупная монополия способна предоставить много рабочих мест, обеспечивая стабильность в экономике и обществе.

Виды монополий

Монополия —  не всегда негативное явление и может возникнуть по естественным и логичным причинам. Рассмотрим этот момент подробнее.

Естественная

Так бывает, когда рынок способна обслужить только одна организация. Или, например, когда компания по естественным причинам является лучшей и получает реальный отклик рынка.

%colored_text_box=3%

Искусственная

Так бывает, когда несколько компаний объединяются в целях недопуска на рынок других организаций. Они могут использовать следующие методы:

  • демпинг
  • бойкоты различной направленности
  • маневрирование на рынке через изменение цен
  • спекуляция
  • промышленный шпионаж
%colored_text_box=4%

Открытая

Открытой принято называть монополию, при которой на рынке присутствует только один поставщик, зачастую временно. Обычно такое явление образуется, когда на рынке появляется новая технология или товар.

%colored_text_box=6%

Государственная (закрытая)

Такое явление создается посредством законодательных ограничений и правил. Они определяют:

  • монополиста;
  • товарные границы;
  • формы контроля;
  • контролирующий орган и уровень его компетенции.

Такой тип защищает деятельность монополиста на законодательном уровне.

Чистая монополия

Это состояние рынка противоположно совершенной конкуренции. Одна организация занимает нишу целиком. Перечислим признаки чистой монополии:

  • на рынке присутствует только один продавец
  • субституты товара или услуги (альтернативы продукту монополиста) отсутствуют
  • другим игрокам трудно выйти на рынок

Формы монополий

По формам можно выделить несколько типов:

  1. Экономическая: компании сливаются в целях достижения максимальных масштабов.
  2. Организационная: несколько компаний объединяются, единое управление объединяет различные бренды.
  3. Технологическая: продукт производится по уникальной технологии, недоступной другим потенциальным участникам рынка.

Причины возникновения монополий

Существует несколько способов получить монополию: оператор может использовать свою «монопольную ренту» (сверхприбыль, которую он зарабатывает ввиду отсутствия конкурентов), чтобы выкупить любых новообразовавшихся конкурентов.

Или монополист может снизить цену на услуги ниже себестоимости (демпинг), субсидируя стоимость услуги или товара из своего монопольного арендного фонда, пока конкурент не обанкротится и не продаст свой бизнес. 

Исходя из этого напрашивается вывод, что у возникновения монополии может быть несколько причин:

  1. Пробелы в законодательстве.
  2. Коррупция.
  3. Отсутствие на рынке здоровой конкуренции.
  4. Глобализация.

Причины возникновения монополий рынка

Положительные и отрицательные стороны монополии

К положительным аспектам монополии относят:

  • наличие единых стандартов производства и деятельности
  • оптимизацию издержек и появление ресурсов для усовершенствования производственных технологий
  • стабильные рабочие места

К отрицательным аспектам монополии относят:

  • завышение цен
  • отсутствие необходимости улучшать продукт ввиду отсутствия субститутов
  • искусственный дефицит

Борьба с монополизацией в России

Борьба с монополизмом в России началась еще в 1908 году. В качестве основы для создания закона был использован акт Шермана. Первая попытка провалилась, после чего началась Первая мировая война, за ней последовала Октябрьская революция и идея была отложена.

Затем, в СССР, в эпоху плановой экономики, конкуренция стала невозможной до тех пор, пока в 1990 году был принят закон «О республиканских министерствах и Государственных комитетах страны».

После распада СССР законодательство стало совершенствоваться.

  1. В 1991 году вышел закон об ограничении трестов и союзной деятельности.
  2. В 1995 постановление было исправлено и дополнено.
  3. В 1997 году комитет был переименован в «Государственный антимонопольный комитет».
  4. В 2004 была создана ФАС.

С актуальными положениями в сфере борьбы с монополизацией можно ознакомиться в ФЗ «О защите конкуренции», от 8 июля 2006 года.

Борьба с монополией в России

Монополия и олигополия

Монополия и олигополия являются рыночными структурами, существующими в условиях несовершенной конкуренции. В отличие от монополии олигополия подразумевает производство несколькими относительно крупными компаниями похожих, но в целом разных товаров.

Монополия и полиполия

Данный термин создан в рамках российской экономики. Таким же образом, как может существовать монополия (один поставщик), дуополия (два поставщика) и олигополия (несколько поставщиков), на рынке может быть и полиполия, подразумевающего наличие большого количества поставщиков.

О самых известных монополиях мира прочтите в статье по ссылке.

Анастасия Кривельская-Ершова
Главный редактор,

Окончила МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности журналистика. Несколько лет проработала автором в ведущих финансовых изданиях - ПРАЙМ, ТАСС и других известных в РФ компаниях.

Похожие статьи