В уходящем году российский рынок труда рос. Организации вновь нуждаются в сотрудниках, поэтому ищут их всё более активно. Сегодня почти все ключевые отрасли российской экономики испытывают нехватку кадров. У специалистов сменились приоритеты при выборе рабочего места, а компаниям всё труднее их удержать.
Международной рекрутинговой компанией Hays был проведён опрос, в результате которого было выявлено следующее:
Рекордсменом по нехватке кадров является сельское хозяйство: более 75% опрошенных представителей данной отрасли экономики жаловались на недостаток специалистов различных квалификаций. Проблема также стоит остро в добывающей, металлургической промышленностей, химическом производстве и IT.
Девять из десяти специалистов считают важнейшим критерием при трудоустройстве уровень заработной платы. Годом ранее такого мнения придерживались лишь три четверти респондентов.
Более трети работодателей отмечают нехватку специалистов в их отрасли. 40% работодателей ощущают дефицит специалистов с редкими компетенциями.
Чтобы восполнить дефицит персонала, чаще всего компании замещают вакантные должности специалистами, уже работающими в организации. Чуть реже они нанимают стажёров и обучают их до уровня специалистов. Столь же часто привлекаются специалисты, проживающие в других регионах или трудящихся в других индустриях. Специалистов из-за рубежа готов нанимать лишь один из двадцати опрошенных работодателей.
Удерживать специалистов, предлагая им лучшие условия, чаще всего стараются в сферах информационных технологий, продаж, высшего менеджмента, производства, маркетинга и связей с общественностью. Более чем в 90% контрпредложения приводили к тому, что специалисты оставались на прежнем месте. Более половины респондентов заявили о сделанных сотрудникам в уходящем году контрпредложениях.
Главным материальным фактором для привлечения новых сотрудников является высокая заработная плата. Главным нематериальным фактором является возможность продвижения по карьерной лестнице. В результате более половины опрошенных специалистов рассказали о своём желании устроиться на новую работу. Не менять работодателя намерены лишь 9% респондентов.
Эксперт прогнозирует, что через несколько лет компании столкнутся с необходимостью поиска новых путей взаимодействия с персоналом, включающих в себя разработку новых стратегий мотивации и выстраивания более гибких отношений.