В условиях турбулентности на рынке образование становится надёжной инвестицией. Это очевидно для бизнеса, который развивает корпоративное обучение. Рассказываем в материале, какие форматы выбирают компании для корпоративных программ и в чём преимущества онлайн-обучения сотрудников.
Существует два варианта корпоративных программ: это обучение сотрудников собственными силами внутри компании и обучение внешнее, которое отдают на аутсорс. Внутреннее обучение обычно обходится дешевле, однако внешний провайдер образования предоставляет курсы и может закрыть задачу быстрее.
Дальше могут быть разные градации: например, внутреннее обучение, в зависимости от численности компании, может осуществлять один сотрудник, либо целый корпоративный университет. Во главе корпоративного университета должен стоять «человек-оркестр», который понимает все аспекты, связанные с методологией, продюсированием и задачами.
Если обучение проводится на аутсорсе, то им может заниматься целая команда, либо отдельные приглашенные спикеры. В зависимости от грейда сотрудников, компания проводит общие тренинги или курсы для отдельных категорий, например, руководителей подразделений.
Программы, в свою очередь, решают определенные задачи бизнеса — от вопросов безопасности на производстве до повышения прибыли за счёт «прокачивания» определенных скиллов. При этом в Lerna.ru может прийти компания, у которой собственный корпоративный университет, чтобы закрыть какую-то «боль»: скажем, если не получается развить определенный soft skill сотрудников, связанный с мотивацией или тайм-менеджментом, или hard skill — например, работу с каким-либо ПО.
Потребности бизнеса меняются: любые компании нуждаются в программистах, потому выросли запросы в этой сфере. В недавнем опросе корпоративная платформа Lerna.ru, например, выяснила, что приоритетом для бизнеса является развитие у сотрудников soft skills (69%) и навыков управления командой (64%) и персоналом (51%). Обучающие курсы по этим направлениям входят в тройку-лидеров запросов от бизнеса к онлайн-школам.
Треть опрошенных также проявляет повышенный интерес к программам по управлению проектами и продуктами (39%), саморазвитию (34%) и управлению бизнесом. Каждый четвертый анкетируемый уделяет внимание таким направлениям, как аналитика и Data Science (27%), маркетинг (27%) и программирование (26%), а каждый пятый — финансам и бухгалтерии (21%). 12% отдают предпочтение цифровому дизайну.
Ключевым остается вопрос, зачем сами сотрудники проходят обучение и какой результат стремятся получить. Некоторые хотят освоить новую профессию, чтобы оставаться востребованными в рамках компании, если понимают, что их текущая деятельность может измениться из-за турбулентности на рынке. Компании могут предложить переквалификацию, хотя по статистике это скорее исключение из правил.
Целью прохождения программы могут быть и отдельные скиллы. Например, когда специалист начал работать с Excel. Он не понимает, как выгружать отчеты, работать с таблицами и формулами. Потому он проходит курсы, чтобы прокачать эти скиллы и облегчить свою работу. Сотрудник становится быстрее на единицу времени и компания, в свою очередь, больше зарабатывает. Или когда специалиста повысили до руководителя и ему нужно подтянуть гибкие навыки.
Дополнительное профессиональное образование открывает новые возможности для роста внутри организации. Например, курс «Эмоциональный интеллект и лидерство» на Lerna.ru, который рассказывает, как взаимодействовать в компании, учитывать мнение каждого отдельно взятого сотрудника, правильно работать и взаимодействовать в коллективе. Люди с развитым эмоциональным интеллектом (EI) более востребованы на профессиональном уровне: они проще выстраивают отношения в команде и к ним чаще обращаются коллеги. Человеку с высоким EI с большей вероятностью предложат варианты развития внутри компании, чем тому, с кем невозможно наладить контакт и работать.
Иногда люди хотят полностью сменить деятельность по личной инициативе. Например, когда пожарный становится IT-специалистом, он не развивает какие-то компетенции, которых ему не хватает. Наоборот: он начинает всё с «чистого листа», отучивается и выходит на работу айтишником. При переквалификации людей мотивирует желание хорошо зарабатывать с возможностью находиться в любой точке земного шара: и онлайн-обучение, и онлайн-работа позволяют это делать.
Вечная проблема образовательных программ — мотивация: если человек не хочет освоить предмет, его сложно заставить это сделать. В этом плане выигрывает смешанный формат обучения — записанные заранее онлайн-курсы с домашними заданиями, которые преподаватель проверяет и даёт развивающую обратную связь, влияющую именно на мотивацию. С точки зрения HR корпоративные программы помогают повысить вовлечённость и формируют более привлекательный бренд работодателя.
Корпоративное обучение в период турбулентности — это прежде всего мера поддержки сотрудников. Она относится как к тем специалистам, которые остаются в компании на текущей должности, так и тем, кто хочет переобучиться и быть востребованным в будущем на рынке труда.
Реклама. ООО «КорпСкилз». ERID: Pb3XmBtzsx3ZZWALWEWbTANBc1EsK9v4stxmgSJ